А.Ю. Луценко, Д.К. Назарова
10
мической составляющей лобового сопротивления ВА не происходит,
как это наблюдается для одиночной струи [1]. Кроме того, наличие не-
скольких струй упрощает процесс управления АДХ ВА. Эффективность
торможения растет с увеличением числа сопел ТДУ: при реализации
режима локального взаимодействия струй образуется единое газовое
кольцо, которое отодвигает головной СУ, делает его форму более пря-
мой, что приводит к возрастанию давления в области лобового экрана,
а следовательно, и к увеличению коэффициента
.
х
С
Донное давление для сегментно-затупленных тел с ростом числа
Маха набегающего потока уменьшается не столь явно, как для заост-
ренных. Инжектируемые струи оказывают незначительное влияние
на величину донного давления. Характер этого влияния (рост или
уменьшение) зависит от режимов истечения струй и числа Маха M
.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Калугин В.Т.
Аэрогазодинамика органов управления полетом
летатель-
ных
аппаратов
. Москва, Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004, 688 с.
[2] Луценко А.Ю., Столярова Е.Г., Чернуха П.А. Струйное управление пара-
метрами обтекания летательных аппаратов различных назначений.
Науч-
ный вестник МГТУ ГА
, 2015, № 212, с. 38−43.
[3] Луценко А.Ю., Назарова Д.К. Экспериментальное и численное моделиро-
вание обтекания спускаемого аппарата в трансзвуковом потоке при отсут-
ствии и наличии блочного струйного торможения.
Инженерный вестник
,
2014, № 12. URL:
http://engbul.bmstu.ru/doc/750279.html[4] Петров К.П. Аэродинамика тел простейших форм. Москва, Факториал,
1998, 432 с.
[5] Weller H.G., Tabor G., Jasak H., Fureby C. A tensorial approach to compu-
tational continuum mechanics using object oriented techniques.
Computers in
Physics
, 1998, vol.12, no. 6. pp. 620–631.
[6] Marcantoni L.F.G., Tamagno J.P., Elaskar S.A. High speed flow simulation
using OpenFoam.
Mecánica Computacional
, 2012, vol. XXXI, pp. 2939–2959.
[7] Shen Chun, Sun Fengxian, Xia Xinlin Analysis on capabilities of density-based
solvers within OpenFOAM to distinguish aerothermal variables in diffusion
boundary layer.
Chinese Journal of Aeronautics
, 2013, no. 26(6), рр. 1370–
1379.
Статья поступила в редакцию 30.05.2015
Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом:
Луценко А.Ю., Назарова Д.К. Аэродинамические характеристики воз-
вращаемого аппарата с работающей тормозной двигательной установкой
при транс- и сверхзвуковом обтекании.
Инженерный журнал: наука и инно-
вации
,
2015, № 5. URL:
http://engjournal.ru/catalog/arse/ahtp/1397.htmlЛуценко Александр Юрьевич
— канд. техн. наук, доцент кафедры «Динамика и
управление полетом ракет и космических аппаратов» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Ав-
тор более 60 научных публикаций в области аэродинамики струйных и отрывных
течений, проектирования органов управления полетом. e-mail:
aulutsenko@mail.ruНазарова Динара Камилевна
— аспирант кафедры «Динамика и управление полетом
ракет и космических аппаратов» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Область научных интересов:
проектирование органов управления полетом. e-mail:
dknazarova@mail.ru