структурированы таким образом, чтобы по результатам выполнения
такого задания можно было с приемлемой достоверностью судить о
степени подготовки абитуриента и его умении творчески применять
имеющиеся знания и навыки в жестких соревновательных и времен-
ных условиях.
Структура и содержание олимпиадных заданий по математике.
Опыт проведения в МГТУ им. Н.Э. Баумана различных четырех-
часовых контрольно-диагностических мероприятий — вступительных
экзаменов, тестирований, олимпиад — показал, что десять разных и
по трудности, и по тематике, и по назначению задач — объем задания,
достаточный, чтобы уверенно судить о “профессиональном” портрете
конкурсанта и установить его рейтинг.
В процессе подготовки олимпиад задачи разрабатываются и под-
бираются методической комиссией, а ее ответственные сотрудники
формируют задания и комплекты заданий, содержание каждого из ко-
торых соответствует профилю олимпиады. Комплект формируется из
шести параллельных вариантов заданий, что минимизирует возмож-
ность контактов участников олимпиады с одинаковыми номерами ва-
риантов заданий в ходе проведения олимпиады. Варианты заданий
каждого комплекта по своей структуре и сложности содержат одинако-
вое количество задач одинаковой сложности. Формирование вариантов
заданий осуществляется на основе разработанной в университете мо-
дели оценивания трудности задач и вариантов заданий, а так же опыта
специалистов-предметников. Демонстрационные (типовые) варианты
обсуждаются методической комиссией и утверждаются ректором —
председателем оргкомитета олимпиады.
В соответствии с целями олимпиады каждый вариант задания де-
лится на три части по уровню сложности задач (например: с соотноше-
нием сложности 1,0; 1,25; 1,5). Задачам каждой из частей назначается
определенный максимальный балл (например: 8, 10, 12) таким обра-
зом, чтобы сумма баллов, за полностью безупречно выполненное зада-
ние составляла 100. Такое деление предполагает наличие задач, одни
из которых нацелены на выявление базовых теоретических знаний,
навыков владения терминологией, понятийным аппаратом и стандарт-
ными алгоритмами; другие — на выявление комплексных предметных
интеллектуальных умений применять для решения конкретных задач
знания нескольких разделов школьной программы, а третий — на вы-
явление общей эрудиции, степени ориентированности в теоретическом
материале, логики мышления, способности анализировать ситуацию и
находить подходы и верный путь решения в нестандартных случаях.
Каждый вариант олимпиадной работы по математике состоит из
10
заданий: четырех заданий первого уровня сложности, двух заданий
второго и четырех задач третьего уровней сложности.
180
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2012