В.В. Зеленцов, И.Е. Никитина, А.А. Федоров
2
подачи топлива растет коэффициент избытка окислителя α
дв
, следова-
тельно, снижаются полнота сгорания, температура и давление. При
достижении определенной величины α
дв
и температуры происходит
прекращение горения и тяга создается исключительно газогенерато-
ром. Однако если диапазон работы воздухозаборного устройства
(ВЗУ) по давлению невелик, то при снижении давления ниже опреде-
ленной величины в камеру сгорания будет поступать сверхзвуковой
поток и горение исследуемых топлив также невозможно.
Ниже рассмотрено моделирование процесса глушения и повтор-
ного запуска ПВРД. Оно производилось изменением площади крити-
ческого сечения газогенератора с помощью узла регулирования. При
этом снижался расход продуктов сгорания газогенератора (рис. 1).
Моделирование физических процессов проводилось по методикам,
изложенным в [2] и [3].
Рассмотрена модельная задача: полет на высоте 100 м со скоро-
стью 600 м/с. Предполагалось устойчивое горение топлива газогене-
ратора при давлении в камере сгорания более
р
всп
= 0,5 МПа (рис. 2).
Также одним из допущений является прекращение горения топлива
при коэффициенте избытка окислителя более 5. На рис. 3 видно, что
изменение давления в камере дожигания составляет около 0,1 МПа.
Исходя из дроссельных характеристик для выбранного ВЗУ на дан-
ном режиме полета диапазон устойчивой работы составляет около
0,07 МПа. Следовательно, при таком режиме работы возможно появ-
ление сверхзвукового течения в канале ВЗУ и, как следствие, более
раннее прекращение горения.
Струя продуктов сгорания, истекающая из газогенератора, также
может создавать дополнительное дросселирование канала ВЗУ, уве-
личивая диапазон изменения давления в камере дожигания. Вопрос
влияния струи, истекающей из газогенератора, на режим работы ВЗУ
Рис. 1.
График изменения расхода продуктов
сгорания газогенератора