Останов и повторный запуск ПВРД на твердом топливе
1
УДК 629.7.036.22
Останов и повторный запуск ПВРД на твердом топливе
© В.В. Зеленцов, И.Е. Никитина, А.А. Федоров
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Посвящена исследованию процесса останова и повторного запуска ПВРД на твер-
дом топливе. Представлены результаты математического моделирования про-
цесса останова ПВРД газогенераторной схемы путем изменения критического
сечения газогенератора и создания в камере дожигания непригодных для горения
условий. Намечены пути уточнения модели путем исследования границ устойчиво-
го горения топлива при различных сочетаниях давления, температуры и коэффи-
циента избытка окислителя, а также границ устойчивой работы воздухозаборно-
го устройства при наличии газогенераторной струи.
Ключевые слова:
ПВРД, газогенераторная схема, твердое топливо, останов
ПВРД, запуск ПВРД.
Траектории многих ЛА подразумевают наличие пассивного
участка полета в конце траектории. При полете на максимальную
дальность пассивный участок начинается в момент выработки топли-
ва маршевой ступени. При полете на промежуточную дальность
необходимо произвести останов двигательной установки.
Прекращение работы ПВРД можно осуществить несколькими
способами:
прекращением подачи одного из компонентов топлива (воздуха
или горючего);
созданием в камере дожигания неприемлемых условий для го-
рения топливной смеси.
Перекрытие воздушных каналов представляет ряд конструктив-
ных сложностей. Кроме того, перекрытие каналов может привести к
возникновению низкочастотных колебаний (помпажа), способных
разрушить ЛА.
В современных аналогах ПВРД на жидком топливе останов дви-
гателя проводится путем прекращения подачи горючего в камеру
дожигания. Для твердотопливных ПВРД газогенераторной схемы
прекращение горения твердого топлива возможно снижением давле-
ния в камере газогенератора ниже уровня устойчивого горения путем
увеличения площади критического сечения [1]. Однако при таком
способе повторный запуск осложняется, так как потребуется система
повторного воспламенения заряда твердого топлива.
Устойчивое горение топливовоздушной смеси характеризуется в
основном тремя параметрами: давлением, коэффициентом избытка
окислителя и температурой в камере дожигания [2]. При уменьшении