Background Image
 1 / 6 Next Page
Information
Show Menu
1 / 6 Next Page
Page Background

Останов и повторный запуск ПВРД на твердом топливе

1

УДК 629.7.036.22

Останов и повторный запуск ПВРД на твердом топливе

© В.В. Зеленцов, И.Е. Никитина, А.А. Федоров

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Посвящена исследованию процесса останова и повторного запуска ПВРД на твер-

дом топливе. Представлены результаты математического моделирования про-

цесса останова ПВРД газогенераторной схемы путем изменения критического

сечения газогенератора и создания в камере дожигания непригодных для горения

условий. Намечены пути уточнения модели путем исследования границ устойчиво-

го горения топлива при различных сочетаниях давления, температуры и коэффи-

циента избытка окислителя, а также границ устойчивой работы воздухозаборно-

го устройства при наличии газогенераторной струи.

Ключевые слова:

ПВРД, газогенераторная схема, твердое топливо, останов

ПВРД, запуск ПВРД.

Траектории многих ЛА подразумевают наличие пассивного

участка полета в конце траектории. При полете на максимальную

дальность пассивный участок начинается в момент выработки топли-

ва маршевой ступени. При полете на промежуточную дальность

необходимо произвести останов двигательной установки.

Прекращение работы ПВРД можно осуществить несколькими

способами:

прекращением подачи одного из компонентов топлива (воздуха

или горючего);

созданием в камере дожигания неприемлемых условий для го-

рения топливной смеси.

Перекрытие воздушных каналов представляет ряд конструктив-

ных сложностей. Кроме того, перекрытие каналов может привести к

возникновению низкочастотных колебаний (помпажа), способных

разрушить ЛА.

В современных аналогах ПВРД на жидком топливе останов дви-

гателя проводится путем прекращения подачи горючего в камеру

дожигания. Для твердотопливных ПВРД газогенераторной схемы

прекращение горения твердого топлива возможно снижением давле-

ния в камере газогенератора ниже уровня устойчивого горения путем

увеличения площади критического сечения [1]. Однако при таком

способе повторный запуск осложняется, так как потребуется система

повторного воспламенения заряда твердого топлива.

Устойчивое горение топливовоздушной смеси характеризуется в

основном тремя параметрами: давлением, коэффициентом избытка

окислителя и температурой в камере дожигания [2]. При уменьшении