Теоретическая механика в подготовке специалистов…
3
бенности преимуществами, а на таких режимах, как правило, все вхо-
дящие в систему составляющие функционируют на пределе своих воз-
можностей становятся [7].
Роль теоретической механики в подготовке по направлению
«Мехатроника и робототехника».
Об организации преподавания
учебных дисциплин по направлению 221000 можно, перефразируя
Г. Фройденталя [8], говорить как о новой педагогической задаче,
сложность которой определяется прежде всего ее принципиальной
междисциплинарной сущностью. В настоящее время достаточно хо-
рошо известно, что именно нужно преподавать будущим специали-
стам по мехатронике, но как именно, на каком необходимом уровне
следует преподавать, казалось бы, совершенно не связанные между
собой абстрактно-теоретические (математика, теоретическая, воз-
можно, для некоторых специализаций и аналитическая, механика,
теория управления при неполной информации, методы математиче-
ского моделирования и др.) и сугубо инженерные (детали машин и
основы конструирования, электротехника, промышленная электро-
ника, технологические машины и процессы по отраслям специализа-
ции и др.) дисциплины пока не очень понятно. Совершенно очевид-
но, что эти уровни должны находиться во взаимном соответствии —
нет смысла подробно, на высоком абстрактном профессиональном
уровне изучать какую-либо одну составляющую мехатроники и в то
же время преподавать другие (достаточно хотя бы одной) составля-
ющие на более низком уровне.
Кроме того, ясно, что для понимания и усвоения идеологии ме-
хатроники необходимо понять и усвоить идеологии ее составляю-
щих, а это неосуществимо без приобретения фундаментальных основ
знаний. Поэтому обучение мехатронике наряду с общеинженерными
дисциплинами должно включать в себя и необходимый объем обще-
теоретических сведений. И именно теоретическая механика является
дисциплиной, изучение которой закладывает фундамент всей систе-
мы инженерного образования, особенно по направлению 221000.
Именно при ее изучении могут быть не только усвоены фундамен-
тальные теоретические положения и методы, но и сформирован стиль
мышления, отвечающий современным требованиям. Следует отме-
тить, что при подготовке специалистов по мехатронике необходимо
уделять внимание усвоению навыков квалифицированного практиче-
ского использования программно реализованных процедур решения
прикладных задач, основанных на этих методах. С этой точки зрения
теоретическая механика отличается тем, что имеется возможность
включить в ее изложение решения практически важных, достаточно
общих современных задач, причем решения, получаемые с использо-
ванием самых современных, в том числе и информационных, техно-
логий [9].