В.Н. Наумов, А.С. Меньшиков, А.С. Кудрявцев, А.А. Долгополов, Ю.Ю. Мерзликин
2
осуществлялась за аэродинамическим щитом (рис. 1), что позволило ис-
ключить воздействие на модель аэродинамических сил и моментов, а
также сил и моментов от набегающего потока, обусловленных импуль-
сным сопротивлением воздуха на входе в вентиляторы ВП.
Рис. 1.
Модель на штанге буксировочной тележки в процессе движения
по водной поверхности за аэродинамическим щитом
Максимальные скорости буксировки модели по гладкой и взвол-
нованной водным поверхностям соответствовали значениям числа
Фруда Fr = 2,45 и 1,78 (для натурного ТСВП они равны значениям
скорости 78 и 57 км/ч).
Цель испытаний состояла в поиске оптимальных параметров фор-
мы гибкого ограждения, потребного расхода воздуха на создание ВП и
диапазона центровки (взаимного расположения в продольном направ-
лении геометрического центра давления и центра масс ТСВП), при ко-
торых будет обеспечена приемлемая остойчивость ТСВП на твердой и
водной поверхностях по крену и тангажу (дифференту) в процессе
движения с углами рыскания до 30° и минимизированы расход возду-
ха и гидродинамическое сопротивление ТСВП на крейсерской скоро-
сти и скорости горба сопротивления с сохранением устойчивости
формы гибкого ограждения к подлóму и затягиванию под днище.
Чтобы уменьшить трудоемкость обслуживания гибкого ограждения
ВП в процессе эксплуатации ТСВП (например, при замене поврежден-
ных или изношенных элементов ограждения), была поставлена задача
обеспечить остойчивость ТСВП по крену и тангажу без продольного и
поперечного секционирования зоны ВП с помощью гибких ограждений,
располагаемых на днище ТСВП во внутренней области ВП.
В результате расчетных и экспериментальных исследований при
варьировании геометрических параметров ограждения по периметру
ВП, значений расхода воздуха на создание ВП и центровки ТСВП
было принято решение установить по периметру ВП модели баллон-
ное ограждение с различными по конструкции навесными элемента-