204
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2012
Успешная деятельность в области профессиональной подготовки
молодежи должна базироваться на интеграции образования, науки,
культуры, производства, творчества, поэтому требует развития системы,
поддерживающей взаимодействие перечисленных составляющих. В
связи с этим актуальны вопросы о научно-исследовательской деятель-
ности как особом виде социальной практики, о закономерностях ее раз-
вития, об оптимальных и эффективных формах организации, о стиму-
лировании научного поиска, о возможностях и границах регулирования,
а также о инициировании творческих процессов.
В этом есть своя логика: современное производство, составляю-
щее основу реального сектора экономики, должно базироваться на
новейших инженерных и научных достижениях. Обеспечение такого
производства высококлассными специалистами возможно лишь при
наличии профессионально-ориентированного образования, опираю-
щегося на систему научной подготовки кадров. От этого в значитель-
ной степени зависит способность страны к созданию наукоемких
технологий как важнейшего условия укрепления ее промышленного,
экономического и социального развития.
Поэтому в учреждениях высшего образования для формирования
личности и, в частности для получения учащимися практических
знаний все чаще используются методы исследовательской и проект-
ной деятельности.
Формирование проектной, научно-исследовательской культуры
личности от дошкольного образования до образования взрослых стано-
вится важной частью ее общей и профессиональной культуры. В каче-
стве средства формирования проектной культуры следует использовать
проектную деятельность, формирующую способность к самообразова-
нию, творчеству, к исследовательской и научной деятельности [1].
В МГТУ им. Н.Э. Баумана накоплен и выработан богатый опыт в
организации научно-исследовательской и проектной деятельности
учащихся, форм и методов формирования научного мировоззрения и
научного мышления молодежи. Большую роль в такой организации
играет участие молодежи, школьников, студентов и аспирантов в
научно-исследовательских работах под руководством профессорско-
преподавательского состава и научного персонала вуза. Главная за-
дача организации и осуществления научной деятельности довузов-
ской и студенческой молодежи в техническом университете — внед-
рение новых интеллектуальных технологий в процесс обучения и
подготовки специалистов путем освоения ими в процессе обучения
методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских
работ, развития творческих способностей студента, самостоятельно-
сти, инициативы в учебе и будущей деятельности.
Наука, прежде всего, помогает разрабатывать технику овладения
жизнью — как внешними вещами, так и поступками людей. С помо-
щью науки создаются методы мышления, рабочие инструменты и
вырабатываются навыки обращения с ними [2].