ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2012 205
Ранняя профессиональная ориентация и научно-исследователь-
ская деятельность содействуют материализации научных знаний,
позволяют осуществлять информационную связь в отношениях обу-
чение — знание — наука и наука — производство. Каждый новый
результат рождается не только как следствие открытия нового, но и
как следствие обобщения и переосмысления уже имевшегося знания,
вовлеченного в оборот системой непрерывного профессионального
образования. В этом методологическом смысле накопленные науч-
ные знания становятся орудием дальнейшей познавательной и прак-
тической деятельности.
Интеграция науки и образования в системе высшего образова-
ния — процесс овладения учащимися системой научных знаний, по-
знавательных умений и навыков, формирование на их основе миро-
воззрения, профессиональных, исследовательских, нравственных и
других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.
На рис. 1 приведен алгоритм технологии организации научно-
исследовательской работы учащихся, применимый для системы об-
щего, высшего и послевузовского образования [3].
Кардинальные изменения общественной и культурной жизни,
формирование рынка труда и профессий, быстро развивающаяся тех-
ническая и технологическая база профессиональной деятельности
ориентируют систему образования на подготовку не только грамот-
ного специалиста-исполнителя, но и самостоятельной, творчески раз-
витой личности, критично и мобильно мыслящей, умеющей ориенти-
роваться в стремительно нарастающем потоке информации, способ-
ной к непрерывному самообразованию. Любой специалист должен
получать не только определенные знания, но и самое главное — са-
мостоятельно применять и повышать свои знания, проявлять научное
творчество в профессиональной деятельности, используя в конкрет-
ной работе все новое полезное, что содержится в интенсивном потоке
современной жизни.
Наука и определяется как сфера человеческой деятельности,
функцией которой является выработка и теоретическая систематиза-
ция объективных знаний о действительности [4].
Для России, учитывая состояние промышленности в настоящее
время и, особенно, для стратегически важных ее отраслей, крайне
необходимо предпринять срочные меры для мощной модернизации
именно профессионально-технического образования. Только массо-
вый приход в промышленность подготовленных на обновленной
научно-технической базе инженеров-интеллектуалов, может защи-
тить промышленность от кризисных явлений.
Высококвалифицированный специалист (инженер) — основная фи-
гура в технических отраслях промышленности. На него возлагается обя-
занность разрабатывать новые, а также поддерживать и развивать дей-
ствующие образцы техники и технологий. Поэтому он должен обладать
следующими основными качествами и характеристиками: