Анализ перспективных конструкций ведущих мостов транспортных средств…
5
Значительное число патентов посвящено
конструкциям систем
смазки
в основном главных передач и дифференциалов, причем
предлагаемые в патентах решения достаточно разнообразны — от
специальных карманов-маслосборников с каналами до отдельных
насосов для системы смазки и электронных датчиков для слежения за
уровнем масла в мостах. Такое разнообразие решений может свиде-
тельствовать о том, что проблема смазки в ведущих мостах остается
не полностью решенной для всех условий эксплуатации, но очевидна
тенденция усложнения систем смазки, применения в них электрон-
ных датчиков и актуаторов, позволяющих в различных режимах
движения организовать различные схемы циркуляции масла.
При анализе выборки патентов по
карданным валам, карданным
шарнирам, шарнирам равных угловых скоростей
были выделены
компании ОАО «Белкард», GKN, NTN Corporation, ОАО «КамАЗ»,
ОАО «МАЗ», Spicer, Meritor и др. Анализируя патенты, полученные
всеми компаниями, стоит обратить внимание, что они относятся к
двум направлениям: разработка конструкции карданного вала и раз-
работка конструкции карданного шарнира.
В результате проведенных патентных исследований можно отме-
тить, что основные задачи, на решение которых направлены предла-
гаемые оригинальные варианты конструкций, следующие:
1) повышение надежности и долговечности конструкций (речь
идет в первую очередь о карданном вале, шарнире и шлицевом со-
единении особенно при больших рабочих углах или большом пере-
даваемом крутящем моменте), оптимизация процесса смазки элемен-
тов конструкции, а также создание защитных устройств;
2) создание рациональной конструкции, которая, с одной сторо-
ны, обеспечивает требуемый уровень надежности, а с другой — яв-
ляется достаточно простой и, как следствие, низкозатратной при
производстве. Затраты определяются как технологическими вопро-
сами, так и используемыми при производстве материалами, а также
их требуемым объемом;
3) снижение массы карданной передачи и уменьшение объема
пространства, необходимого для ее функционирования;
4) уменьшение трудоемкости обслуживания карданной передачи
в ходе эксплуатации транспортного средства;
5) снижение уровня шума и вибраций благодаря применению
шумо-вибропоглощающих материалов.
Результаты проведенных патентных исследований можно ис-
пользовать для оценки технического уровня выпускаемой или плани-
руемой к выпуску продукции и для определения патентоспособности
применяемых конструкторских решений, а также для выбора пер-