Анализ перспективных конструкций ведущих мостов транспортных средств на примере патентов мировых производителей - page 2

Д.Ю. Лещинский, А.А. Смирнов, Е.В. Ягубова
2
ными автопроизводителями или производителями автокомпонентов:
Meritor Heavy Vehicle Systems, AxleTech, ZF Friedrichshafen, ОАО
«КамАЗ», Oshkosh Truck, Timoney Technology, Volvo, Dana
Corporation, MAN Nutzfahrzeuge, Raba, Scania, GKN, Renault, ОАО
«МАЗ», ПО «МТЗ».
Рассмотрим основные тенденции в развитии конструкций мостов
и их элементов, которые удалось выявить в ходе анализа отобранных
387 патентов.
Для мостов автомобилей большой грузоподъемности чаще ис-
пользуют
колесные редукторы
планетарного типа по схеме с оста-
новленной короной, расположенные, как правило, с внешней сторо-
ны по отношению к ступичным подшипникам [1]. Выявлен один
патент US6872163 у фирмы AxleTech, в котором колесный планетар-
ный редуктор расположен с внутренней стороны по отношению к
ступичным подшипникам, но он носит скорее принципиальный ха-
рактер, поскольку не содержит подробного описания каких-либо
конструктивных особенностей [2].
В большинстве патентов рассматривается планетарный колесный
редуктор с прямозубым зацеплением. У компании MAN имеется па-
тент EP0823346, в котором защищается несколько вариантов косозу-
бого планетарного редуктора для неразрезного моста. В конструкцию
редуктора они вводят дополнительный конический или упорный
подшипник, в крестовине дифференциала моста организуют специ-
альные места для упора полуосей. Основная цель применения косо-
зубого зацепления — уменьшить шум [3].
В значительном количестве патентов, посвященных колесным
редукторам, рассмотрены варианты изменения их передаточного от-
ношения, например применение двухступенчатых планетарных ре-
дукторов или использование муфт переключения, обеспечивающих
возможность передачи крутящего момента от полуоси к колесу через
редуктор либо напрямую. Особенно много подобных патентов у
ОАО «МАЗ», причем они отличаются достаточно подробной кон-
структивной проработкой. Возможно, это связано с разработкой
электрического привода ведущих мостов, поскольку рабочий диапа-
зон электромотора обычно недостаточен для привода автомобиля
большой грузоподъемности.
Имеется также некоторое количество патентов на колесные ре-
дукторы, в которых патентуется механизм, позволяющий переводить
колеса моста из ведущего режима в ведомый и наоборот. Данные па-
тенты направлены на повышение экономичности многоосных авто-
мобилей. Так, можно отметить патент RU49763 на полезную модель
колесной передачи ведущего моста (патент RU49763 ОАО «МАЗ») с
установленным на оси между подшипниками ступицы колеса
1 3,4,5,6,7
Powered by FlippingBook