4
М.К. Марахтанов
ской космической станции «Мир», в то время еще работавшей на орби-
те ИСЗ. Вторая фаза началась в ноябре 1998 г. запуском функционально-
грузового модуля «Заря» (рис. 1). Этот первый элемент МКС построен
в Москве на заводе ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. Созданный на базе
стандартной конструкции, аналогичной модулям станции «Мир», он
должен был обеспечивать в среднем 3 кВт электрической мощности
при напряжении 28 В и хранить до 6 100 кг топлива для коррекции
орбиты с помощью ЖРД [8]. Для орбитальных маневров модуль «Заря»
оборудован двумя крупными, 24 средними и 12 малыми двигателями
(не ЭРД). Масса модуля «Заря» на орбите составляет 20 260 кг, длина
по корпусу — 12 990 мм, максимальный диаметр — 4100 мм, размах
солнечных батарей — 24 400 мм. Площадь фотоэлектрических элемен-
тов, сделанных из пластин монокристаллического кремния, равна
28 м
2
. Средний КПД этих первых батарей
3000 0, 079.
28 1353
N
S Q
ÑÁ
ÑÁ
(5)
К стыковочным узлам модуля «Заря» должны были причаливать
российские пилотируемые транспортные корабли «Союз ТМ» (рис. 2),
а затем тяжелые автоматические грузовые корабли «Прогресс», способ-
ные доставлять на МКС более 2,5 т груза. Размеры и обводы корпуса
МКС, а также конструкция солнечных батарей определяют коэффици-
ент сопротивления движению МКС.
а б
Рис. 1.
Международная космическая станция в декабре 2006 г. (
а
) и в середи-
не 2010 г. (
б
) после пристыковки новых модулей панелей солнечных батарей:
1
— российский служебный модуль «Звезда» массой 24 т, четыре стыковочных узла;
2
—функционально-грузовой модуль «Заря»;
3
—модуль, ориентированный поперек
скорости движения МКС;
4
— первые солнечные батареи;
5
— солнечные батареи,
установленные позднее;
6
— пристыкованный транспортный корабль «Прогресс» [8]