6
Н.А. Рудианов, В.С. Хрущев
типовые транспортные базы РТК;
модули, обеспечивающие дистанционное управление РТК;
модули, обеспечивающие доставку (разгрузку) полезной на-
грузки РТК;
разведывательные модули РТК различного назначения;
боевые модули РТК с соответствующими прицельными моду-
лями;
модули транспортировки ракет и боеприпасов к машинам ог-
невой поддержки и зенитно-ракетным комплексам;
модули перевозки и подвоза тарно-штучных грузов (боепри-
пасы к стрелковому оружию, противотанковых ракетных ком-
плексов и др.);
модули подвоза горючего (дизельное топливо, бензин);
модули подвоза продовольствия.
Естественная ограниченность устойчивой радиосвязи, необходи-
мость иметь для дистанционного управления РТК качественный виде-
осигнал, гарантированное противодействие противника, а также про-
блемы в области электромагнитной совместимости РТК неизбежно
приводят к необходимости разработки автономных, интеллектуальных
роботов.
Комплекс исследований, в том числе проведенных в России (МГТУ
им. Н.Э. Баумана), показал принципиальную возможность и техниче-
скую реализуемость режима автономного движения. Был обоснован
необходимый состав аппаратуры, осуществляющей автономное движе-
ние. Эти результаты определяют те модули, которые войдут в интеллек-
туальную составляющую перспективных РТК. В рамках этих работ
созданы модули принятия решений в реальном времени по «узнаванию»
целей и их выбору, определению оружия, способов действий и т. п.
Предлагаемый подход можно принципиально представить в виде
схемы (часть
б
рисунка).
Согласно мнению авторов настоящей статьи, целесообразно в рам-
ках программы «Роботизация-ВС» уже в ближайшее время организо-
вать работы, направленные на обеспечение решения указанных задач.
Такими работами могут быть исследования в области разработки [3]:
отечественных лазерных сканаторов, удовлетворяющих требо-
ваниям систем автономного движения РТК;
методов и аппаратуры определения опорной проходимости
грунта;
методов управления РТК в условиях неустойчивой связи;
методов анализа ситуаций, распознавания сцен, «узнавания»
целей применительно к задачам наземных РТК.
В связи с большим количеством задач, стоящих перед РТК, их ши-
роким многообразием, значительным числом возможного навесного
оборудования возникает соблазн под каждую задачу создавать своего