ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2012
166
процессами и действиями используют также параметризированные,
указывая в скобках после имени процесса или действия соответству-
ющие параметры. Кроме того, в настоящей статье ограничимся только
четкими процессами и действиями. Для решения задач создания фор-
мализованной методологии проектирования мультимодального ин-
терфейса необходимо использовать нечеткие или вероятностные мо-
дели процессов. Вследствие ограниченности статьи эти модели не
приводятся. На простом примере рассмотрим принципы использова-
ния приведенных четких процессных моделей для формализации про-
ектирования ИМИ.
Формализация методологии проектирования ИМИ
В работе [9] приведен пример использования неформализованной
методологии проектирования интеллектуального интерфейса для
торгового киоска. В этом примере для описания процесса проектиро-
вания используется язык UML. Рассмотрим для этого примера прин-
ципы формализации проектирования интерфейса на основе представ-
ленных выше процессных моделей. При изложении принципов будем
следовать этапам неформальной методологии проектирования ин-
терфейса для этого примера, изложенной в книге [9].
Постановка задачи.
Напомним, что мир киоска включает сле-
дующие субъекты: администратор, поставщики, продавцы, товары,
покупатели, журналы продаж, цены, склад, выручка, прибыль. Пове-
дение мира киоска состоит в следующем. Администратор закупает у
поставщиков товары. Закупленные товары помещаются на склад.
Продавец (в киоске всегда работает один продавец из категории всех
продавцов) продает товар, получает за него деньги от покупателей и
выдает товары со склада. При этом продавец фиксирует все продажи
товара в журнале продаж, который он сдает в конце рабочего дня ад-
министратору киоска вместе с выручкой. Прибыль от работы киоска
формируется за счет разницы между закупочными и продажными
ценами товаров.
Задача разработки ИМИ для мира киоска в общем виде может
быть сформулирована следующим образом: разработать такой ИМИ
киоска, чтобы информация о состоянии всех субъектов киоска (про-
давцов, товаров, покупателей, журналов продаж, цен, склада, выруч-
ки, прибыли) была доступна администратору в любое время в печат-
ном или электронном виде. Формулировка постановки задачи в таком
виде носит самый общий характер и требует детализации в последу-
ющем.
Формирование начальных процессов.
После выбора словаря
имен субъектов и используя постановку задачи, формируется