ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2012
130
если в эталонном множестве имелось изображение похожего символа
(
например, «
E»
для «
F»
,
или «
И»
для «
N»
, «
P»
для «
R»
),
то изобра-
жение на выходе НС будет соответствовать эталонному с некоторой
степенью искажения. В противном случае (например, для изображе-
ний цифр) сеть не сможет соотнести изображение ни с одним из эта-
лонов, и изображение на ее выходах будет состоять из элементов тех
символов, которые более всего похожи на входной. Именно здесь и
проявляется механизм машинного творчества на основе ошибок рас-
познавания.
Проводя параллель со сказанным выше, следует отметить, что
первый случай аналогичен попытке человеческого мозга достроить
неизвестные световые пятна до некоторых образов, виденных ранее.
Во втором случае сеть генерирует изображение, состоящее из элемен-
тов ранее изученных эталонов.
Интересный эффект наблюдается, если на
( 1)-
й
i
+
итерации по-
дать на входы НС выходные изображения
i
-
й итерации. При подаче
на первой итерации неизвестного образа возможны два случая:
1)
через
N
итераций на выходах сети будет получено изображе-
ние одного эталонного образца практически без искажений. При этом
степень искажения выходного изображения будет уменьшаться с ро-
стом
N
;
2)
сеть не сможет достроить новое изображение до эталонного.
На выходах сети будет формироваться образ, состоящий из элемен-
тов эталонов. С ростом
N
отличия сигналов на выходах на
( 1)-
й
i
+
и
i
-
й итерации становятся все менее значительными. Можно утвер-
ждать, что выходное изображение сходится к изображению некото-
рого не представленного ни в одном алфавите символа, т. е. символа,
который человеку не известен.
Как говорилось выше, хаотическая динамика также может быть
применена в контексте рассматриваемого подхода.
Динамический хаос в оценке оригинальности образа.
Предпо-
ложим, что мы обладаем образом
I
(
обобщая, считаем
I
многопри-
знаковым метрическим пространством образов) некоторого реально
существующего объекта
O
,
т.е. при помощи некоторого отображе-
ния образ был поставлен в соответствие реальному объекту:
:
O I
ψ
→
(
это может быть сделано как человеком, так и при помощи
некотрого алгоритма распознавания образов). Для наших целей также
принимаем, что образ
I
воспроизводит объект
O
с необходимой точ-
ностью. После получения образа
I
внесем в него некоторый малый
шум
ε
,
в результате чего получим образ
I I
ε
= + ′
,
причем
ε
может
быть настолько мало, что
20
10
10 ... 10 .
I I
ε
−
−
= − ≈ ′
В общем случае
значение шума зависит от того, насколько быстро должен дать ре-
зультат процесс, который будет описан в дальнейшем. Теперь, если