ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2012
127
бок распознавания и построения на их основе новых образов, а также
оценки новизны таких образов при помощи современного математи-
ческого аппарата.
Ввиду явной несостоятельности существующих подходов, авто-
рами настоящей статьи предлагается в некоторой степени универ-
сальный (в рамках ИИ) подход к машинному творчеству. Чтобы пол-
нее объяснить идею подхода, рассмотрим пример.
Как известно, система визуального распознавания образов чело-
века (глаза – зрительный нерв – затылочная часть коры головного
мозга) иногда дает сбои. Если человек находится в ярко освещенной
естественным и искусственным светом комнате и изолирует ее пол-
ностью от естественного освещения, то с высокой долей вероятности
в процессе адаптации глаз испытуемого к смене светового режима у
человека возникнут короткие по продолжительности галлюцинации,
т. е. он будет видеть то, чего на самом деле нет. Это происходит
вследствие того, что некоторые палочки и колбочки (визуальные ре-
цепторы на сетчатке глаза) сохранили предыдущее световое воздей-
ствие [13]. Из-за различий в скорости реакции разных рецепторов
зрения перед глазами возникают световые пятна. Часто мозг старает-
ся достроить эти световые пятна до некоторых образов, виденных
ранее. Если такое световое пятно не похоже в точности ни на один из
виденных ранее образов, то происходит комбинирование разных об-
разов в один. В результате такого процесса человек может видеть то,
чего никогда в жизни не видел, но что напоминает некоторые виден-
ные им ранее образы. Этот случай можно отнести к ошибке системы
распознавания образов человека.
Основная идея статьи – формализация и построение творческого
процесса в виде обработки ошибки распознавания образа и доведе-
ния ее до некоторого другого цельного образа с последующей оцен-
кой его оригинальности и осуществимости.
Возможная схема реализации механизма машинного творчества в
обобщенном виде приведена на рис. 1.
Рис. 1. Абстрактная схема реализации механизма машинного творче-
ства на основе ошибочного распознавания