ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2012
126
тому же источнику «творчество специфично для человека». Поэтому
в применении к ИИ и вычислительным машинам говорят не о твор-
честве, а о машинном творчестве и artificial creativity [4].
Машинное творчество – творческий процесс, который может
быть осуществлен полностью средствами вычислительной техники,
причем он может использовать как механизмы, заложенные в чело-
веческом мозге, так и совершенно новые средства.
Основные требования к машинному творчеству были сформули-
рованы в работе [5]:
•
результат, представленный творческой программой, должен
быть новым и полезным;
•
результат требует отказа от ранее принятых идей;
•
результат получен под воздействием высокой мотивации и
настойчивости;
•
результат получен от прояснения ранее расплывчатого вопроса.
В настоящее время систем и подходов, полностью удовлетворя-
ющих представленным критериям, практически не существует.
Работы в области машинного творчества начаты давно, с момента
зарождения ИИ. Интересные детерминистские и стохастические под-
ходы к синтезу музыкальных произведений на вычислительной ма-
шине представлены Зариповым [6]. Ньюэллом и Саймоном была со-
здана система GPS (General Problem Solver – общий решатель задач)
[7],
которая удовлетворяла перечисленным выше требованиям. Неко-
торые ученые попытались связать машинное творчество с математи-
кой. Построение изображений с помощью самоподобных структур –
фракталов – считается еще одной ветвью в машинном творчестве [8].
Недавно Шмидтом и Липсоном была предпринята попытка формали-
зации научного творчества: ими создана программа выявления общих
закономерностей (формул) физических и иных естественных процес-
сов на базе генетических алгоритмов [9]. В Российской ассоциации
искусственного интеллекта проблемой машинного творчества зани-
маются В.Л. Стефанюк, В.Э. Карпов, И.Б. Фоминых и другие ученые
[10].
В нашей стране в области машинного творчества перспективной
считается реализация аппарата теории решения изобратательских за-
дач (ТРИЗ) на вычислительной машине [11]. Исследования в этом
направлении ведутся, но результаты [12] довольно сомнительны с
позиции перечисленных критериев.
Суть подхода на основе ошибок распознавания.
Ни один из
представленных выше подходов не приближает ученых к решению
проблемы машинного творчества. Редко предлагаются методы ма-
шинного творчества, включающие одновременно несколько принци-
пов. В настоящей статье представлен новый механизм машинного
творчества: антропо-математический принцип моделирования оши-