Исследование влияния диссипативных свойств конструктивных элементов ракетных двигателей на твердом топливе - page 4

И.А. Кашина, А.Ф. Сальников
4
Рис. 2.
Функциональная схема автоколебательной системы
Анализ роли стоков энергии показывает, что наибольший уро-
вень стоков наблюдается у сечения сопла, тем не менее уровень по-
глощения конструктивными элементами доходит до 40 %. Отсюда
следует, что баланс изменений в стоках может приводить к измене-
нию амплитуды колебаний давления в камере сгорания РДТТ. На
рис. 3 приведены зависимости изменения частоты и амплитуды коле-
баний конструктивных элементов РДТТ от давления. Характер изме-
нения амплитуды, полученный по модели и эксперименту, достаточ-
но хорошо совпадает. С увеличением статического давления ампли-
туда резонансных колебаний несколько уменьшается, частота
выходит на определенный уровень, который соответствует несущей
частоте корпуса, следовательно, по частоте можно определить запас
прочности конструкции РДТТ.
Рис. 3.
АЧХ, полученная на основе данных моделирования:
Р
1
(40 МПа) >
Р
2
(60 МПа) >
Р
3
(80 МПа)
В то же время собственная частота колебаний газа остается по-
стоянной, следовательно, по амплитудно-частотной характеристике
(АЧХ) РДТТ можно определить зоны, где возникает диссипация
энергии.
С точки зрения инженерной оценки необходимо провести анализ
АЧХ конструктивных элементов РДТТ и степени демпфирования
1,2,3 5,6
Powered by FlippingBook