Исследование влияния диссипативных свойств конструктивных элементов РДТТ
3
Таким образом, изменяющиеся внутри камеры колебательные
процессы могут прерывать неустойчивые режимы на периоды, тем
бóльшие, чем сильнее создавшийся суммарный демпфирующий эф-
фект. Амплитуда установившихся вынужденных колебаний пропор-
циональна амплитуде вынуждающей силы. При малом затухании эта
зависимость имеет очень резкий характер. При заданных возмущаю-
щей силе
F
max возм
и коэффициенте трения β амплитуда
Y
m
является
функцией только угловой частоты ω возмущающей силы.
На рис. 1 показана зависимость
Y
m
от ω (резонансная кривая). Па-
раметром служит коэффициент затухания δ. При ω ≈ ω
0
амплитуда
достигает особенно большого значения (резонанс). При самых малых
значениях δ амплитуда резко возрастает. Если δ > 0, то в случае резо-
нанса ω < ω
0
; величина
Y
max ст
— статическое отклонение системы
под действием постоянной силы
Y
max возм
(ω = 0).
Рис. 1.
Резонансная кривая
Проблема уменьшения амплитуды колебаний давления в камере
сгорания крупногабаритных РДТТ в настоящее время решена ча-
стично. Причинами, приводящими к увеличению амплитуды колеба-
ний давления в камере сгорания, являются резонансное взаимодей-
ствие конструктивных элементов РДТТ, диссипация энергии и авто-
колебания, которые вызывают отказ двигателя в процессе его
эксплуатации.
Диссипация на конструктивные элементы РДТТ может изменять-
ся и приводить к нарушению равновесия — увеличению энергии в
камере сгорания РДТТ. В свою очередь, это приводит к увеличению
амплитуды газа и диссипации конструктивных элементов РДТТ. В то
же время вследствие рассеяния энергии на конструктивных элемен-
тах РДТТ уменьшается энергия в камере сгорания РДТТ. Этот про-
цесс способствует появлению негативной обратной связи внутри ко-
лебательной системы РДТТ (рис. 2).