П.А. Дроговоз, А.В. Смирнов
2
заправочной и сервисной инфраструктуры, системы статистического
учета и технического регулирования при использовании природного
газа в качестве моторного топлива.
Отечественные автомобилестроительные компании осуществля-
ют ряд инновационных проектов, направленных на использование
газомоторного топлива [1]. Завод АвтоВАЗ уже наладил производ-
ство малотоннажных легковых автомобилей, таких как «Лада-
Приора» и «Лада-Гранта», на заводе ГАЗ выпускается модификация
микроавтобуса «Газель», на заводе КамАЗ разработано порядка
40 модификаций автобусов, грузового транспорта и коммунальной
техники, использующих газомоторное топливо.
Модификация автомобиля «Лада-Приора» производства АвтоВАЗ,
работающая на природном газе [3], обеспечивает снижение вредных
выбросов двуокиси углерода (СО
2)
«малой кровью» — за счет исполь-
зования двухтопливной (бензиновой и газовой) схемы. За счет этого
обеспечивается реализация будущих европейских директив по ограни-
чению эмиссии СО
2
в соответствии с Киотским соглашением.
Переведенный на газ автомобиль становится намного экономич-
нее за счет высокого октанового числа газа (порядка 100 единиц),
снижается нагрузка на двигатель и увеличивается срок его службы.
Повышение конкурентоспособности объясняется тем, что при такой
операции объем инвестиций невелик, газовые баллоны хорошо ком-
понуются в нише запасного колеса, двигатель работает более ровно, в
его камере сгорания не образуется отложений, смазка проходит луч-
ше и масляная пленка не смывается с цилиндров, ресурс двигателя
увеличивается на 30% при снижении токсичности выбросов. При
этом метан значительно дешевле бензина.
Оценка экономической эффективности инновационных образцов
автомобильной техники, использующих газомоторное топливо, пред-
ставляется возможной при использовании методики анализа конку-
рентоспособности [4]. Конкурентоспособность продукции определя-
ется по показателю конкурентоспособности как отношение итогового
показателя качества (
Q
) к итоговому показателю затрат потребителя
на жизненный цикл продукции (
C
):
.
QK
C
(1)
В настоящей статье предложен модифицированный вариант
методики расчета и сравнительного анализа показателей конкуренто-
способности, учитывающий особенности жизненного цикла продук-
ции автомобилестроения и формирования экономических показате-
лей совокупных затрат на жизненный цикл с использованием мето-
дов дисконтирования разновременных денежных потоков.
В качестве примера осуществлен расчет конкурентоспособности
автомобилей, разработанных компанией АвтоВАЗ, технические ха-
рактеристики которых приведены в табл. 1.