Вопросы развития интегрированных систем менеджмента на предприятиях
3
недостаточное внимание к реализации системного и процессного
подходов к управлению предприятиями;
некомпетентность высшего руководства предприятий в вопросах
разработки и внедрения СМК.
Рис. 2.
Количество сертифицированных предприятий
на соответствие ISO 9001 по странам (данные на конец 2010 г.)
Полное или частичное устранение перечисленных факторов
должно существенно повысить эффективность СМК, совершенство-
вать общий менеджмент российских предприятий, что будет способ-
ствовать повышению их конкурентоспособности как на внутреннем,
так и на внешних рынках.
Однако теория и практика современного менеджмента не стоят
на месте. В последние 10–15 лет возникло новое направление иссле-
дований и разработок, получившее название «Системный менедж-
мент организации, ориентированный на всеобщее качество» [6]. В
его основе лежит один из важнейших принципов менеджмента каче-
ства (ISO 9000:2000) — системный подход к управлению. Это приво-
дит к необходимости создания так называемой интегрированной си-
стемы менеджмента (ИСМ). Сегодня ИСМ — часть системы общего
менеджмента, отвечающая требованиям нескольких международных
стандартов и функционирующая как единое целое [7]. Такие системы
могут применяться на предприятиях любых отраслей и организаци-
онно-правовых форм. Построение ИСМ — непрерывный, занимаю-
щий продолжительный период времени процесс. Необходимое усло-
вие его завершения — разработка международных стандартов по
всем областям общего менеджмента.
Таким образом, для российских предприятий, испытывающих се-
рьезную конкуренцию со стороны западных производителей, акту-
альны не просто разработка и внедрение эффективной СМК с после-
дующей ее сертификацией, а создание ИСМ.