Т.Г. Садовская, Я.Н. Афонина
6
Рис. 4.
Макет вертолета Ка-92
Основной элемент конструкции перспективного скоростного верто-
лета — толкающий винт, но все четыре прототипа ПСВ выглядят по-
разному: Ми-X1 представляет собой вертолет традиционной для ОАО
«МВЗ им. М.Л. Миля» одновинтовой схемы с несущим и рулевым вин-
тами, а также дополнительным толкающим винтом; вертолет Ка-92 от-
личает наличие соосных несущего и толкающего винтов. Основные
тактико-технические характеристики рассматриваемых отечественных
моделей и их зарубежных конкурентов представлены в табл. 1.
Для определения уровня конкурентоспособности [17, 18] иссле-
дуемых образцов ПСВ необходимо провести сравнительный анализ
технического уровня исследуемых моделей. Для этого составляется
массив технических характеристик и создается эталонная модель,
значения которой являются наилучшими значениями показателей
анализируемых вертолетов (табл. 2). Каждому показателю эксперт-
ным путем назначается весовой коэффициент.
Затем проводится расчет относительных показателей уровня ка-
чества вертолетной техники (без учета весовых коэффициентов) и
интегрального показателя технического уровня качества рассматри-
ваемых моделей ПСВ (табл. 3).
Как видим, отечественные разработки перспективного скорост-
ного вертолета Ми-Х1 и Ка-92 превосходят американский вертолет
Sikorsky X2 и франко-германский аналог Eurocopter X3 в основном
по массовым характеристикам и характеристикам вместимости каби-
ны вертолета, что имеет место и у существующих моделей вертолет-
ной техники.
После глубокого анализа всех преимуществ и недостатков отече-
ственных разработок ПСВ станет возможен выход на единую схему
перспективного скоростного вертолета, которая и будет подлежать
реализации в рамках программы российского вертолетостроения. Ра-
бота над отечественными моделями перспективного скоростного
вертолета ведется по двум основным направлениям [19].