Т.Г. Садовская, Я.Н. Афонина
4
Другая характерная черта современного этапа развития науки и
техники — постепенное размывание границ между военным и граж-
данским секторами наукоемкого производства. Этот процесс обеспе-
чивает быструю диффузию и интеграцию инноваций военного и
гражданского назначения.
2.
Усиление процессов военно-гражданской интеграции.
Военно-
гражданская интеграция [14] представляет собой взаимодействие воен-
ного и гражданского секторов экономики в интересах удовлетворения
потребностей гособоронзаказа и системы военно-технического сотруд-
ничества с иностранными государствами в эффективном вооружении,
военной и специальной технике и потребностей рынка в конкуренто-
способной продукции военного, гражданского и двойного назначения.
В мировом вертолетостроении современные стратегии развития
корпораций должны быть ориентированы на диверсификацию — одно-
временное продвижение военной и гражданской продукции с приорите-
том концентрации ресурсов (преимущественно государственных) на
процесс создания высокотехнологичной продукции с конкурентными
свойствами. Механизмы военно-гражданской интеграции позволяют
активизировать технологический трансферт, фактически завоевывать
внешние рынки «мирным путем». Кроме того, в крупных вертолето-
строительных компаниях имеется возможность кросс-отраслевого ма-
невра финансовыми, инвестиционными, кадровыми и другими ресурса-
ми. Таким образом, можно получить синергетический эффект за счет
взаимного финансирования предприятий, тиражирования опыта мене-
джеров, передачи компетенций и других источников.
Как известно, в вертолетостроении в последние десятилетия
гражданские технологии развивались «под зонтиком» крупных воен-
ных программ, получавших государственное финансирование. Ос-
новной стратегией была коммерциализация (англ.
spin-off
) результа-
тов военных разработок в виде продукции гражданского назначения.
В качестве примера реализации такой стратегии следует привести
проект создания гражданской модели вертолета Sikorsky S-92A
Helibus на базе военной машины UH-60 Black Hawk [8].
Такая ситуация была характерна как для западных стран, так и
для СССР. Но с окончанием холодной войны произошло сокращение
финансирования американского и европейских оборонных бюджетов,
что обусловило новую черту процессов военно-гражданской инте-
грации — активизацию развития новых технологий в гражданском
секторе, ранее считавшимся второстепенным.
В вертолетостроении это создает предпосылки возникновения
принципиально иной стратегии, основанной на использовании коммер-
ческих гражданских технологий для создания вооружения и военной
техники (англ.
spin-in
). Примером может служить Eurocopter EC 145 —
многоцелевой вертолет, построенный с использованием композитных
материалов. В 2006 г. военный вариант ЕС 145 был заказан для армии
США. Сделка предусматривала поставку 345 вертолетов.