Как уже отмечалось, гарантировать качество отработки конструк-
ции современного КА, а также его надежность в процессе эксплу-
атации могут только комплексные испытания в условиях, близких к
условиям космического пространства, проводимые в течение всего на-
земного жизненного цикла изделия.
При этом точность оценки, получаемой во время испытаний КА,
напрямую определяется точностью имитации тепловакуумного взаи-
модействия аппарата с окружающей средой космического простран-
ства, поэтому главное внимание при создании испытательных систем
должно уделяться воспроизведению основных факторов воздействия
космической среды — вакуума, инфракрасного излучения теневой сто-
роны Земли, электромагнитного излучения Солнца, а также иных фак-
торов воздействия космического пространства.
Условия, создаваемые в имитационных установках — термобарока-
мерах при проведении тепловакуумной отработки, и ее методические
особенности, определяются задачами, решаемыми при отработке кон-
кретного КА с учетом особенностей траектории и целей его полета.
Как показывает практика, эти задачи могут быть разбиты на три груп-
пы [5]:
1. Задачи по определению предельных температур конструкции и
оборудования КА в процессе его эксплуатации, а также задачи по оцен-
ке способности системы терморегулирования КА обеспечить тепловой
режим в заданном диапазоне изменений внешних и внутренних нагру-
зок (подтверждение работоспособности элементов конструкции КА в
заданных температурных диапазонах).
2. Задачи по определению основных теплофизических характери-
стик КА и его отдельных элементов в условиях испытаний и срав-
нение их с значениями, полученными расчетным путем (расчетный
прогноз). К основным теплофизическим характеристикам КА можно
отнести холодопроизводительность радиационных поверхностей, те-
пловые потери, время ввода в заданный тепловой режим и время, в
течение которого сохраняется и поддерживается заданный тепловой
режим при отказе отдельных элементов СТР;
3. Задачи по проверке герметичности КА, его узлов и агрегатов.
Контроль герметичности в космической отрасли служит не толь-
ко для определения качества сборочных соединений (сварки, пайки,
склейки, соединения с уплотнениями), но и для контроля качества
материалов, из которых изготовлен КА [6, 7].
Рабочее давление внутри ряда агрегатов КА превышает атмосфер-
ное, поэтому даже малая негерметичность может привести к негатив-
ным последствиям, например:
151