ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
1
УДК 378
Трансфер знаний и технологий
В.И. Заварзин
1
1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Россия.
Рассмотрены вопросы коммерциализации научных исследований и пока-
зана роль университетов, высших учебных заведений и научно-
исследовательских институтов в современной инновационной системе.
E-mail:
Ключевые слова
:
коммерциализация научных исследований, конкурент-
ное преимущество, рынки, наука, образование, производство.
Генерация новых научных знаний и образовательная деятель-
ность являются двумя основными столпами функционирования клас-
сического исследовательского университета. Осуществление же ин-
новационной деятельности требует от университета того, чтобы зна-
ния и информация стали таким же рыночным продуктом, как и товар
в вещественной форме, а для этого необходима соответствующая
инфраструктура, которая получила название системы
трансфера зна-
ний
. Трансфер знаний призван обеспечить передачу знаний, включая
технологии, опыт и навыки, от университета к заказчикам — пред-
приятиям, общественным и государственным структурам, приводя к
инновациям в экономике и общественной сфере [1—4].
Без использования новых решений, без инноваций в экономике,
технике и технологии невозможно обеспечить конкурентное пре-
имущество производимой продукции в условиях рыночной экономи-
ки. Конкурентное преимущество — это та субъективно воспринима-
емая потребителем продукции характеристика, которая отсутствует в
предложении конкурентов и за которую потребитель готов платить.
Для обеспечения ускоренного экономического развития и повышения
конкурентного преимущества техники и технологий на мировых
рынках важнейшее значение имеет использование результатов науч-
но-технической деятельности и объектов интеллектуальной соб-
ственности. Поэтому главенствующую роль в современной иннова-
ционной системе должны занимать университеты, высшие учебные
заведения и научно-исследовательские институты, научный потенци-
ал которых огромен.
Вузовскую науку в России традиционно рассматривают как часть
системы образования [5]. Иной подход к вузовской науке при построе-
нии инновационной модели развития применяется в западных странах.
Сформировавшаяся к началу XXI века глобальная экономика, основан-
ная на знаниях, заставляет университеты искать новые, адекватные
внешним условиям модели развития. Признано, что доминирующая с
начала XIX века «немецкая» модель университета, более известная как
1 2,3,4,5