72
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Естественные науки». 2012
УДК 621.375.826:001.167.7
Е. А. Г а в р и л и н а
СОЦИАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ
ЛАЗЕРНОЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ
Проведен анализ развития науки в период становления лазерной
техники. Показан механизм социального отбора инноваций и вли-
яния господствующей научной парадигмы на исследования. Проде-
монстрировано единство развития современной науки и техники
и доказано, что исследования в сфере лазерной техники относятся
к неклассическому типу научного знания.
E-mail:
Ключевые слова:
квантовая физика, лазер, вынужденное излучение, генерация
излучения, парадигма, методология исследования, неклассическая наука, соци-
альные аспекты науки.
Становление и развитие лазерной техники в качестве объекта со-
циального и методологического анализа выбрано нами осознано, так
как на наш взгляд лазерная техника представляет собой типичный
пример построения неклассической технической теории [1], когда
«чистая» наука и инженерный эксперимент развиваются параллель-
но, взаимно обогащая друг друга.
Остановимся более подробно на исследовании того, как из кван-
товой физики на основе трансформации ее теоретических постулатов
сформировалась одна из наиболее значительных отраслей современ-
ной технической теории – теория лазерных и оптико-электронных
приборов и систем. Для решения этой задачи необходимо проследить
путь от появления идеи до практического ее воплощения в приборе
или технологии. Причем, в данном случае речь идет не об отдельных
изобретениях, открытиях и инновациях, а скорее о формировании
полноценной научно-технической дисциплины со всеми присущими
ей характеристиками: научным и инженерным сообществом, разви-
тыми промышленными структурами и т. п.
Методологической основой для нашего исследования служит под-
ход, предложенный В. Г. Гороховым [2]. В таком ракурсе важно ори-
ентироваться не только на внутреннюю логику развития науки, но
и на внешние социальные условия, при этом, не забывая, что «в соци-
альной истории науки главным всегда оказывается понятие события»
[3]. Необходимо опираться на то, что «ученый и его инновационная
деятельность рассматривается в контексте взаимодействия с другими
учеными, с деятелями культуры, с идеалами и ценностями культуры,
стилевыми особенностями литературы и искусства этого времени,