ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
101
Реальные интерфейсы обычно используют комбинацию этих ме-
тодов. Проектировщик выбирает методы и их комбинации, исходя из
особенностей технологического процесса и способов управления с
непременным учетом эргономики — особенностей восприятия ма-
шинной информации человеком.
Цель создания эргономичного интерфейса — отображение ин-
формации настолько эффективно, насколько это возможно для чело-
веческого восприятия, и структурирование отображения на дисплее
так, чтобы привлечь внимание к наиболее важной информации. Ос-
новная цель — минимизация общей информации на экране и пред-
ставление только необходимой информации для оператора. Для этого
требуется соблюдать следующие принципы.
1.
Естественность
(
интуитивность
).
Работа с системой не
должна вызывать у оператора сложностей в поиске необходимых ди-
ректив (элементов интерфейса) для управления процессом решения
поставленной задачи. Сейчас в этот принцип принято включать обя-
зательное следование приемам и принципам, зарекомендовавшим се-
бя в интерфейсах персональных компьютеров и телефонов.
2.
Непротиворечивость
.
Если в процессе работы с системой
оператором были использованы некоторые приемы работы с некото-
рой частью системы, то в другой части системы приемы работы
должны быть идентичны. Работа с системой через интерфейс также
должна соответствовать установленным нормам (например, приме-
нение клавиши Enter).
3.
Неизбыточность
.
Оператор должен вводить только минималь-
ную информацию для работы или управления системой. Например,
пользователь не должен вводить незначимые цифры (00010 вместо 10).
Аналогично нельзя требовать от оператора ввести информацию, кото-
рая уже была введена ранее или которая может быть автоматически по-
лучена из системы. Необходимо использовать значения по умолчанию,
чтобы минимизировать процесс ввода информации.
4.
Доступ к системе помощи и гибкость
возможность
успешной работы операторов различной квалификации путем приме-
нения дополнительных уровней интерфейса.
Однако, как правило, технологическими комплексами управляют
специально подготовленные операторы, имеющие гарантированный
уровень квалификации, поэтому последний принцип не имеет смысла.
Информация, предоставляемая оператору, имеет разную цен-
ность:
1)
информация, на которую следует немедленно обратить внима-
ние, должна всегда отображаться в видном месте и выделяться
(
например, предупреждающие сообщения и сообщения об ошибках);
2)
информация, которая не является необходимой в данный мо-
мент времени (например, значение параметров процесса), не должна
отображаться, чтобы не отвлекать внимание, но должна быть доступ-
на, когда потребуется.