сервисные программные средства общего назначения
применяют-
ся для автоматизации рутинных вычислений, оформления учебной до-
кументации, обработки данных экспериментальных исследований;
программные средства для математического и имитационного
моделирования
позволяют расширить границы экспериментальных и
теоретических исследований, дополнить физический эксперимент вы-
числительным. К моделирующим программным средствам можно так-
же отнести предметно-ориентированные программные среды, обеспе-
чивающие возможность оперирования моделями-объектами конкрет-
ных классов;
информационно-поисковые справочные программные системы
предназначены для ввода, хранения и предоставления преподава-
телям и обучающимся разнообразной информации. К числу подобных
систем могут быть отнесены различные гипертекстовые и гиперме-
диа программы с иерархической организацией материала и быстрым
поиском материалов по тем или иным признакам;
автоматизированные обучающие системы (АОС)
представляют
собой обучающие программы сравнительно небольшого объема, с по-
мощью которых осуществляется ознакомление учащихся с теорети-
ческим материалом, выработка навыков и умений,а также контроль
уровня знаний;
электронные учебники (ЭУ)
в настоящее время являются основ-
ными электронными средствами обучения.
Анализ известных [[1 — 6] электронных средств обучения показы-
вает также, что при их разработке и реализации не учитываются не-
которые специфичные требования информационной безопасности, в
последнее время все чаще предъявляемые к этим средствам:
—
предотвращение неавторизованного доступа;
—
ограничение несанкционированного доступа к служебным ре-
сурсам и программному коду;
—
запрет полного или частичного копирования СУБД;
—
предотвращение копирования злоумышленником текста стан-
дартными средствами;
—
предотвращение сохранения злоумышленником страниц элек-
тронного учебного пособия на жесткий диск или съемный носитель
информации.
Кроме того, при проектировании электронных средств обуче-
ния зачастую необходимо предусматривать разработку программных
средств автоматизации процесса формирования учебных планов в со-
четании с созданием подсистемы защиты от несанкционированного
доступа, что является противоречивой задачей.
Следует учитывать, что физические и биометрические методы
идентификации и аутентификации контроля доступа применительно
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2012
13