УДК 51:37
Э. П. К а з а н д ж а н
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ
В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Рассматриваются некоторые чрезвычайно важные психологиче-
ские аспекты математического образования, преимущественно на
материале анализа первого семестра. Основное внимание в препо-
давании математики обращается на выработку общеинженерных
качеств, необходимых студенту и в будущей работе, и в процессе
обучения.
E-mail:
Ключевые слова
:
математический анализ, предел, график, формула, сим-
метрия, инженерная психология
Небесполезные, в принципе, споры последних десятилетий о том,
какую математику (в частности, математический анализ, далее для
краткости просто анализ) давать студентам втузов, к сожалению, от-
влекают внимание от главного в этой проблеме, обсуждение которой
следует перевести в несколько иное русло [1]. Необходимо различать
две близкие, но совершенно разные вещи: математику и прикладную
(
т.е. инженерную) математику. Образно говоря, соответственно: уме-
ние зарабатывать деньги и умение их тратить. Ясно, что если нет
второго, то теряет смысл и первое. Уже давно отмечено, что выпуск-
ники втузов, заметно разные по успеваемости (от отличников до сла-
бых троечников), в сущности, мало отличаются по приходе на работу
(
продолжая сравнение, разница в наличных деньгах есть, но умение их
тратить почти нулевое у всех). Отсюда вывод: даже оставаясь целиком
в рамках традиционного анализа, нужно психологически перестроить
его, усилив прикладное начало.
Инженер — это специалист, который выходит на задачу и пытается
ее решить любыми подручными средствами, в том числе математи-
ческими; продолжая сравнение, ему надо иметь деньги и уметь их
тратить. В свете этого вырисовывается общий характер направленно-
сти нашего учебного процесса — психологическая подготовка будущих
инженеров. Они будут владеть разным математическим аппаратом,
в разном объеме и на разном уровне, но общеинженерные качества
должны быть у всех — иначе они не инженеры. Стало быть, наша
главная задача (общая для студентов и преподавателей) — психоло-
гическая подготовка к будущей работе, выработка общеинженерной
психологии.
Постулат, повторяю, здесь один — все, что мы делаем (препода-
ватели обучают, студенты изучают) должно быть параллельно с при-
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2012
75