Использование гелия в жидкостных ракетных двигателях
Инженерный журнал: наука и инновации
# 1·2017 9
ный теплообменник, в котором происходит передача теплоты, отве-
денной гелием от камеры сгорания двигателя в кислород.
Таким образом, основная часть узлов и агрегатов двигателя-
прототипа при модернизации остаются неизменными, а доработки
таких ответственных узлов двигателя, как камера сгорания и турбо-
насосный агрегат, минимальны и не требуют проведения большого
объема подтверждающих и доводочных испытаний.
Проработки, проведенные в рамках эскизного проекта по модер-
низации высотного двигателя, показали, что, несмотря на усложнение
конструкции двигателя за счет введения теплообменника и компрес-
сора, использование промежуточного охладителя позволяет не только
резко повысить энергетику двигателей аналогичных схем, но и упро-
стить их огневую отработку. Это происходит за счет значительного
повышения «рассчетности» процессов, протекающих в двигателе, ра-
боты агрегатов двигателя (более автономной по сравнению с традици-
онной замкнутой схемой) и за счет возможности проведения началь-
ной огневой отработки в значительно облегченных условиях по
охлаждению камеры сгорания. Это позволяет повысить ресурс созда-
ваемых двигателей и испытательных стендов и не допустить разруше-
ния последних при возможных авариях.
Применение системы охлаждения с использованием промежу-
точных охладителей, не являющихся компонентами топлива, позво-
лит значительно повысить энергетические возможности космических
разгонных блоков. Удельный импульс модернизированного двигате-
ля повышается до 370 с, что на 18 с больше, чем у прототипа. Причем
14 из 18 с обеспечивают именно внедрение промежуточных охлади-
телей. Проведенными огневыми испытаниями двух двигателей-
демонстраторов, доработанных в части исключения завес внутренне-
го охлаждения и охлаждаемых при испытаниях водой от стендовых
систем, подтверждена высокая эффективность применения промежу-
точного охладителя.
Замена существующего двигателя для разгонного блока модерни-
зированным двигателем с гелиевым охлаждением камеры сгорания
даст возможность увеличить на 10…20 % массу выводимого на гео-
стационарную орбиту полезного груза в зависимости от запасов
топлива.
К сожалению, несмотря на полученные в результате проделанной
работы результаты [5], их широкомасштабное внедрение в настоящее
время не состоялось по объективным причинам. Хочется надеяться,
что это произойдет с появлением новых глобальных проектов по ис-
следованию космического пространства.
Выводы.
Расчетным путем установлено, что для жидкостного
ракетного двигателя, работающего на топливных парах «жидкий