Определение колебаний давления в газовой полости…
Инженерный журнал: наука и инновации
# 7
2016
9
Рис. 4.
Результаты расчета давления в газо-
вой полости емкости ТЗК при естественном
нагреве топлива:
— равновесный процесс;
— неравновесный процесс
ния их в химической лаборатории, без приведения продукта к темпе-
ратуре заправки и специально созданного для этой операции обору-
дования. При этом давление и температуру парогазовой среды внут-
ри емкости ТЗК можно измерять с помощью встроенных датчиков и
приборов. Результаты измерения согласуются с расчетными данны-
ми, представленными на рис. 4.
Если измеренные значения давления расположены на графике не
ниже кривой, отражающей равновесный процесс, то это означает, что
утечек фаз топлива за время транспортировки не происходило.
В противном случае ТЗК необходимо вернуть на завод для повторе-
ния всех подготовительных операций с КРТ либо скорректировать
газонасыщение топлива на космодроме при одновременном термо-
статировании на заданном температурном уровне.
При расположении на графике измеренных значений между кривы-
ми, построенными по расчетным данным для равновесного и локально
неравновесного процессов, также принимают решение об отсутствии
потерь парогазовой смеси. Однако заправка баков потребителей выпол-
няется при равновесном процессе в емкости ТЗК, поэтому потребуется
некоторое время для установления равновесного процесса, а также для
естественного охлаждения емкости с КРТ (например, в кондициониру-
емом зале заправки).
Топливные баки объектов, заправляемых из емкостей ТЗК, имеют
небольшую вместимость по сравнению с баками ускорителей. В свя-
зи с этим предложенная технология подготовки, транспортировки,
проверки качества КРТ и заправки топливами баков потребителей
позволит исключить создание запасов, систем хранения КРТ и хими-
ческих лабораторий на космодромах. Это будет способствовать су-
щественному упрощению и уменьшению продолжительности подго-
товительных заправочных операций, повышению безопасности работ