Previous Page  2 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 11 Next Page
Page Background

А.В. Яковлев, А.А. Внуков, Т.Н. Баландина

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 2

2016

Традиционно для довыведения зарубежных КА используют АДУ

с двухкомпонентным химическим двигателем на монометилгидра-

зине и смеси оксидов азота. Это решение не является эффективным с

точки зрения стартовой массы КА: в зависимости от применяемой РН

и местоположения точки старта масса топлива для довыведения КА

на ГСО может составлять до 50 % стартовой массы КА. Первое

штатное довыведение отечественных спутников с помощью ЭРДУ,

разработанных инженерами АО «Информационные спутниковые си-

стемы имени академика М.Ф. Решетнёва», было осуществлено в

2014 г. («Экспресс-АМ5») [2] и в 2015 г. («Экспресс-АМ6») с пере-

ходной орбиты, характеризующейся высоким перигеем и малым экс-

центриситетом.

Первые зарубежные спутники с электрореактивным довыведени-

ем на базе платформы 702SP [3], созданной фирмой Boeing для довы-

ведения с переходной орбиты с низким перигеем, были успешно за-

пущены на переходную орбиту 400×63 000 км 2 марта 2015 г. Масса

ксенона, применяемого для довыведения КА, составляет около 5 %

их стартовой массы, что в 10 раз меньше, чем при использовании

обычной химической АДУ.

Целью исследования является анализ схемы выведения КА на

ГСО с использованием ЭРДУ. В ходе исследования были выполнены

следующие работы:

рассмотрены особенности довыведения КА на ГСО с помощью

ЭРДУ;

проведена оценка затрат массы рабочего тела и времени при до-

выведении КА на ГСО с помощью ЭРДУ.

Особенности довыведения КА на ГСО с помощью ЭРДУ.

До-

выведение КА на ГСО с помощью реактивного двигателя малой тяги

(к которым, в частности, относится ЭРДУ) характеризуется большой

длительностью, обусловленной малым секундным расходом рабочего

тела в двигателе. При этом в соответствии с законами баллистики

максимальная эффективность изменения большой полуоси переход-

ной орбиты достигается в точке апогея этой орбиты и минимальна в

точке пересечения орбиты с ее малой полуосью. Таким образом, для

сокращения времени довыведения КА на ГСО необходимо максими-

зировать время нахождения КА в околоапогейной зоне переходной

орбиты. Это можно осуществить уменьшением скорости прохожде-

ния аппаратом апогея орбиты.

В соответствии со вторым законом Кеплера уменьшения скорости в

апогее орбиты можно добиться, увеличив эксцентриситет переходной

орбиты или, другими словами, увеличив высоту апогея при неизменной

высоте перигея. Так, при высоте перигея стандартной геопереходной

орбиты 200 км скорость КА в апогее с высотой 36 000 км будет равна