Г.В. Кулаков, Ю.В. Коновалов, А.А. Косауров, Б.А. Каширин, А.В. Кузнецов
2
Важной особенностью программного средства MARС является
возможность решения связанных (fully coupled) высоконелинейных
задач, позволяющих исследовать термомеханическое поведение кон-
струкции с учетом автоматического контактного взаимодействия не-
ограниченного числа тел с изменяющимися свойствами без каких-
либо упрощений геометрических форм.
Программный комплекс MARC имеет удобный и простой интер-
фейс, а при моделировании мультиконтактного взаимодействия в от-
личие от многих других САЕ-систем не требует наличия специальных
«интерфейсных» или «промежуточных» элементов между контакти-
рующими телами и поверхностями, что значительно упрощает процесс
моделирования.
Авторами накоплен большой опыт моделирования поведения твэ-
лов легководных реакторов с использованием программного комплек-
са MARC [2–4]. В этих и других работах показана принципиальная
возможность и приведены примеры такого моделирования. Применя-
емый авторами подход методически близок к методу прогнозирования
надежности и долговечности элементов конструкций высокого давле-
ния [5, 6].
В настоящей статье рассмотрено моделирование поведения узлов
твэлов РБМК и ВВЭР при различных режимах эксплуатации реакто-
ров с применением программного комплекса MARC для решения
следующих задач:
термомеханическое поведение твэла РБМК-1000 в режиме за-
грузки «на ходу»;
термомеханическое мультиконтактное взаимодействие топлив-
ных таблеток реактора ВВЭР с гермоузлом при нестационарных ре-
жимах работы (всплеск энерговыделения) в 2D- и 3D-постановках;
влияние растрескивания топливных таблеток реакторов ВВЭР
и РБМК на напряжения и деформации.
Моделирование термомеханического поведения твэла реак-
тора РБМК-1000 в режиме загрузки «на ходу».
Исследовано пове-
дение фрагмента конструкции длиной около 20 см нижнего участка
твэла РБМК, установленного в участок опорной решетки и зафикси-
рованного фигурным кольцом. Был рассмотрен случай заклинивания
верхней 10-й таблетки топлива с оболочкой при свободном переме-
щении таблеток, жестком закреплении опорной решетки и отсут-
ствии технологического зазора между фигурным кольцом и опорной
решеткой. Форма участка исследуемой области опорной решетки бы-
ла принята цилиндрической. Размеры и форму фигурного закрепля-
ющего кольца, а также таблеток топлива рассматривали без упроще-
ния геометрических параметров.
Минимально возможное расстояние между таблетками принима-
ли равным 0,01 мм, т. е. не более зоны шероховатости. В случае воз-