Д.П. Левин, С.А. Люшнин
2
2. Трудности технической реализации изделий, вызванные недо-
статочным финансированием исследовательских работ или низким
уровнем технологической базы.
3. Проблемы применения в реальных ситуациях, ошибки в техни-
ческих заданиях на разработку, недостаточное понимание сценариев
применения и особенностей вооруженного противоборства в совре-
менных условиях.
Несмотря на указанные проблемы, интерес к ОНД не ослабевает.
Позиционирование ОНД в общей массе средств вооруженной борьбы
можно провести на основе анализа конфликтов в Израиле, Ираке и
Афганистане, а также в Северной Африке и странах Ближнего
Востока («Арабская весна» 2010 г.). В современных условиях воору-
женные силы вовлечены в большое число операций, отличающихся
от традиционных военных действий. Невиданные ранее уличные
протестные акции, погромы и массовые демонстрации, переходящие
в гражданские войны, «асимметричные конфликты», ведение боевых
действий в городской среде показывают необходимость расширения
имеющегося арсенала средств вооруженной борьбы. Использование
ОНД на тактическом уровне позволяет обеспечить гибкий ответ на
применение силы противоборствующей стороной, обеспечивая вы-
полнение принципа пропорциональности и устраняя пробел между
дипломатическими решениями, психологическими средствами и
применением традиционных вооружений. Потребность в ОНД, в том
числе, определяется необходимостью получить поддержку от граж-
дан и предотвратить негативные оценки проводимой операции со
стороны СМИ и общества в случае появления жертв среди мирного
населения.
Правительства разных стран разворачивают научно-исследова-
тельские и опытно-конструкторские работы, а также разрабатывают
программы закупок ОНД, создают специализированные структурные
подразделения не только на государственном уровне, но и на уровне
корпораций. Работы по созданию ОНД ведутся в транснациональных
компаниях, являющихся крупнейшими мировыми экспортерами
оружия: BAE Systems (Великобритания), Boeing (США), FN Herstal
(Бельгия), General Dynamics Corporation (США), L-3 communications
(США), Raytheon (США) и т. д. По оценкам аналитиков из Homeland
Security Research Corporation (США), ОНД производится и продается
более чем 450 компаниями из 52 стран мира, причем к 2020 г. прог-
нозируется утроение мирового рынка ОНД (43 % рынка составят из-
делия военного назначения, 57 % — изделия для сил правопорядка).
При наличии потребности в ОНД со стороны государства и опре-
деленном мировом опыте его разработки (зачастую неудачном) осо-
бую актуальность приобретают сравнительный анализ тенденций