А.С. Чуев
4
Рис. 3.
Распределение магнитных величин
В
и
J
внутри и вне однородно
намагниченного стержня в современном представлении
Изображение по рис. 3 без магнитной величины
Н
представляет-
ся автору совершенно правильным, поскольку токи проводимости
здесь отсутствуют. Однако наличие магнитного поля
В
вне намагни-
ченного стержня и вариации этого поля внутри стержня (при отсут-
ствии
Н
) лишились физического объяснения. Практический опыт
свидетельствует о большей интенсивности магнитного поля в районе
торцов намагниченного стержня, однако этот эффект явно кажущий-
ся. Ведь внутри стержня магнитное поле мы просто не наблюдаем.
В соответствии с общепринятой, но зачастую неправильно ин-
терпретируемой формулой, выражающей соотношение трех магнит-
ных векторных величин:
0
,
B H J
магнитное поле
0
B
представляют как суммарное поле, создавае-
мое токами проводимости и намагниченностью материальных сред.
Токи проводимости порождают поле вектора
Н
, а намагниченные
среды — поле вектора
J
. На рис. 2 и 3 поле вектора
J
оканчивается на
торцах стержня, однако, по мнению автора, это явное упрощение,
особенно применительно к рис. 3.
В действительности магнитное поле присутствует и вне намагни-
ченного стержня, особенно сильно оно проявляет себя вблизи торцов
стержня. Принимая во внимание отсутствие токов проводимости и
наличие составляющей
0
B
вблизи и на небольшом отдалении от тор-
цов (см. рис. 3), ничего другого не остается, как предположить наличие
в этих местах
намагниченности свободного пространства
. В данном
примере его можно понимать как
H
или ввести новое понятие —
намагниченность вакуума
вак
.
J
Но удобнее под намагниченностью по-
нимать всю составляющую
0
,
B
изменяющуюся вдоль оси
z
. Тогда