ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2012 217
К возвращающимся в атмосферу БЛА одноразового действия отно-
сятся, например стратегические баллистическиме ракеты («Титан-2»,
«
Минитмэн-3», «Поларис А3», «Поларис А3Т» (для поражения различ-
ных целей), «Посейдон С3», МSBS и др.), которые отличаются мощно-
стью заряда, типом боевых частей, дальностью, максимальной скоро-
стью и местом базирования.
Системы управления и измерительные комплексы таких ЛА и
БЛА имеют много общего.
Управление ЛА исследуемых классов осуществляется на основе
информации от НК [1]. В НК входят гироскопические системы, раз-
личные радиолокационные станции (РЛС), другие навигационные
системы и системы ориентации. В соответствии с военными доктри-
нами, принятыми в странах изготовителях ЛА, в НК может быть ис-
пользована система GPS или ГЛОНАСС.
Навигационный комплекс является первоисточником погрешно-
стей при выполнении ЛА поставленных задач. В связи с этим опре-
деление и последующая компенсация погрешностей НК представляет
собой важную и актуальную задачу.
Погрешности автономных навигационных систем
.
Базовой
системой НК, как правило, является инерциальная навигационная си-
стема (ИНС), погрешности которой подразделяют на методические и
инструментальные.
Методические погрешности ИНС обусловлены методами прове-
дения измерений. Так, к ним относят погрешности, вызываемые,
например неточным знанием структуры и параметров гравитацион-
ного поля Земли и количественных характеристик ее формы, а также
погрешности, обусловленные упрощением алгоритмов. Обычно ос-
новная часть методических погрешностей успешно компенсируется.
Инструментальные погрешности ИНС, возникающие вследствие
погрешностей инерциальных датчиков и вычислительного устрой-
ства, — случайный дрейф гироскопов, нестабильность масштабных
коэффициентов датчиков момента гироскопов и акселерометров,
погрешности передачи информации и др. Причиной других погреш-
ностей служат конструкционно-технологические факторы: погреш-
ности выполнения посадочных баз под инерциальные датчики, а
также нестабильность взаимного положения этих баз в результате
деформации карданова подвеса в поле силы тяжести или старения
материала подвеса.
Исследуя реакцию автономной ИНС на определенные возмущаю-
щие факторы, можно сделать выводы о характере погрешностей ИНС.
Нулевой сигнал — сигнал, который по каким-либо причинам по-
является на выходе акселерометра, в то время как в действительности
никакого ускорения нет. Этот сигнал обычно имеет небольшую вели-
чину, представляет собой колебания с периодом Шулера и может
привести к значительным погрешностям.
Если погрешность акселерометра изменяется пропорционально
времени его работы, то погрешность ИНС можно представить в виде