Сравнительный анализ технологий для подъема и монтажа…
3
Для обеспечения конкурентных позиций на мировом рынке нефте-
переработки российские нефтяные компании должны в кратчайшие
сроки решить масштабные задачи по технологической модернизации
НПЗ, связанной с реконструкцией действующих и строительством но-
вых установок, позволяющих повысить качество нефтепродуктов за
счет применения технологий гидроочистки топлив, каталитического
крекинга, изомеризации, алкилирования, риформинга.
Реконструкция НПЗ представляет собой технически сложный и
капиталоемкий процесс, который не ограничивается стандартными
операциями по замене старого оборудования на более современное, а
требует разработки и принятия индивидуальных инженерных реше-
ний. Уникальность проектов реконструкции НПЗ определяется тем,
что они подразумевают осуществление транспортировки крупнога-
баритных тяжеловесных грузов (КГТ), подъем и монтаж крупнотон-
нажного оборудования (КТО).
Перевозка КГТ, таких как реакторы для нефтеперерабатывающей
промышленности, на автомобильном, железнодорожном, морском или
речном видах транспорта сопряжена с превышением типовых допусти-
мых массогабаритных характеристик грузов. При перевозке таких гру-
зов техника, которой оснащены транспортные предприятия, работает на
пределе своих возможностей. Монтаж КТО на площадках НПЗ также
представляет собой сложнейшую организационно-экономическую и
инженерно-техническую задачу, для решения которой разрабатывается
уникальный проект. Пример подобного проекта был реализован в Крас-
ноярском крае на Ачинском НПЗ в конце 2013 — начале 2014 г.
На этом предприятии, которое входит в крупную мировую компанию
ОАО НК «Роснефть», вводится в эксплуатацию новый комплекс для
гидрокрекинговой очистки нефти. Запуск данного оборудования обес-
печивает увеличение глубины очистки нефти с 75 до 85–95 %.
В проекте реконструкции Ачинского НПЗ планировалась уста-
новка четырех колонн для глубокой очистки весом 350, 450, 609 и
1 300 т. Транспортировка и монтаж КГТ и КТО выполнялись группой
компаний «Спецтяжавтотранс», ставшей мировым рекордсменом по
автомобильной перевозке самого тяжелого груза (реактора гидрокре-
кинга) на самое дальнее расстояние (203 км) от специально постро-
енного причала в деревне Кубеково Красноярского края до промыш-
ленной площадки Ачинского НПЗ в Большеулуйском районе Красно-
ярского края [4].
Транспортировка КГТ осуществлялась на самоходном модульном
транспортном средстве специализированного назначения Cometto
(рис. 2) [5]. Самый большой груз перевозился на платформе длиной
около 36 м, состоявшей из 24 сдвоенных осей, на каждой из которых
установлено по 16 колес. По маршруту следования автопоезд пре-
одолел 16 рек, пересек 168 линий электропередач, 3 раза пересек