П.А. Дроговоз, А.А. Курбаналиев
2
В 2000 г. главами Республики Беларусь, Республики Казахстан,
Российской Федерации, Республики Таджикистан и Кыргызской Рес-
публики был подписан Договор об учреждении Евразийского эконо-
мического союза, в котором была заложена концепция тесного и эф-
фективного торгово-экономического сотрудничества для достижения
целей и задач, определенных Договором о Таможенном союзе и Еди-
ном экономическом пространстве.
С того времени были достигнуты немалые успехи, к самым ярким
из них можно отнести следующие:
в 2007 г. в Душанбе на саммите ЕАЭС была принята концепция
Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси, содержание ко-
торой включало план действий по формированию Таможенного сою-
за в течение трех лет;
в 2008 г. в Москве по итогам заседания межгосударственного
совета стран ЕАЭС главы правительств заключили соглашения о по-
ощрении и взаимной защите инвестиций, о гармонизации техниче-
ских регламентов, а также приняли концепцию формирования обще-
го энергетического рынка государств-членов ЕАЭС;
в 2009 г. создан Центр высоких технологий ЕАЭС, подписан па-
кет документов, формирующих правовую базу Таможенного союза
Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации;
29 мая 2014 г. странами-участницами «тройки» подписан дого-
вор о Евразийском экономическом сообществе, который вступит в
силу с 1 января 2015 г.
Таким образом, ЕАЭС, возможно, — самое успешное интеграци-
онное объединение пространства СНГ в свете того, что все постав-
ленные сообществом задачи были выполнены. Представляется
вполне вероятным, что вслед за принятием ряда принципиальных
юридических документов, обменом гарантийными обязательствами и
начавшимся процессом гармонизации национальных законодатель-
ных баз последует более динамичный трансфер инновационных ре-
шений как уже существующих на рынке, так и потенциально воз-
можных в рамках сообщества.
Но в силу многих причин успешный трансфер технологий в энер-
гетической отрасли между странами требует определенных условий,
к основным из которых которым можно отнести:
единую, скоординированную и схожую политику в энергетике;
наличие компетентного (желательно единого для всех стран-
участниц) научно-инновационного органа в отрасли;
единое стратегическое видение развития отрасли и путей инте-
грации.
На сегодняшний день участники ЕАЭС сходятся во мнении, что
приоритетными должны стать следующие направления научно-
технической политики стран-участниц в соответствующих областях [1].