Электронный курс по физике для дистанционного обучения - page 1

1
УДК 599.722
Электронный курс по физике
для дистанционного обучения
© К.Б. Лукин
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Электронный курс (ЭК) начинается с учебного плана, согласно которому изуча-
ются разделы: «Физические основы механики», «Физическая термодинамика»,
«Электромагнетизм» и «Волновые свойства света». В электронный сборник,
насчитывающий 298 задач из известных задачников по общей физике для техниче-
ских вузов со ссылками на них, подбирались задачи, имеющие эффективные реали-
зации в технике и технологии. В теоретическом разделе, занимающем наибольшее
по объему место в ЭК, рассмотрены все вопросы, указанные в учебном плане; он
разбит на десять частей. Приведены примеры решения 79 задач по каждому из 16
практических занятий. Основное внимание уделено подробному решению, разви-
тию графической составляющей этих решений и связи с теоретической частью
ЭК с помощью гиперссылок между отдельными файлами. Настоящий ЭК апроби-
рован в течение последних десяти лет в потоке плохо- и неслышащих студентов,
которые обучаются в МГТУ им. Н.Э. Баумана, и рассылается студентам по
электронной почте в формате pdf и doc.
Ключевые слова:
физика, дистанционное обучение, электронный задачник, элек-
тронный курс лекций, примеры решения задач.
Дистанционное обучение на основе ЭК позволяет решать следу-
ющие задачи за счет мобильной транспортировки учебных материа-
лов на личный студенческий компьютер: восполнять пробелы в зна-
ниях, которые образуются из-за ежегодного сокращения учебных ча-
сов по физике; расширять область интеграции фундаментальных и
инженерных наук, что особенно актуально в подготовке бакалавров;
добавлять информацию потоку плохо- и неслышащих студентов, ко-
торую они не получают по причине физиологических возможностей.
Основное внимание при разработке учебного плана уделено по-
дробным формулировкам отдельных тем и их связи с контекстом со-
ответствующего раздела. Например, тема
«Случайные отклонения
значений параметров в системах, находящихся в состоянии термо-
динамического равновесия, от их средних значений (равновесные
флуктуации)»
содержит составляющую, которая связывает эту тему с
соответствующим разделом физики —
термодинамикой
, а также
включает составляющую, указывающую, к каким термодинамиче-
ским системам относится данный вопрос, а именно к системам, нахо-
дящимся в состоянии
термодинамического равновесия
.
Подбор задач в электронном задачнике проводился с учетом их
эффективной реализации в технике и технологии. Например, по ре-
1 2,3,4
Powered by FlippingBook