ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2012 171
зазор, размеры канавок и т. п.), параметры газовой среды (вязкость,
длина свободного пробега молекул газа, давление и температура), а
также магнитное тяжение, вызванное приводным двигателем, гео-
метрические погрешности контактных поверхностей, тонкие газовые
пленки в ГДО и т. д. Расчетный анализ влияния перечисленных фак-
торов весьма затруднителен. В связи с этим достаточно объективную
картину работы ГДО в ДНГ можно получить лишь при совместном
использовании расчетных и экспериментальных данных.
Приведем результаты расчетного моделирования ГДО, анализа
экспериментальных и расчетных данных, в частности по несущей
способности ГДО. Вычисления проводились с помощью специализи-
рованной программы.
На рис. 1 приведена схема ДНГ с ГДО, на которой показаны ос-
новные узлы прибора: маховик
5
на упругом подвесе
7
,
пара полу-
сфер и втулка ГДО
8
,
ротор двигателя
10
на валу
9
и статор двигателя
12
[2].
Центр масс вращающейся части ДНГ находится вблизи полю-
са ближней к маховику полусферы ГДО, при этом радиальная
нагрузка на эту полусферу в 6 раз выше, чем на другую.
Рис. 1. Схема ДНГ с ГДО:
1
корпус;
2 —
статор ДМ;
3
статор двигательной установки (ДУ);
4
кожух;
5 —
маховик (ротор ДМ);
6
ротор ДУ;
7
упругий подвес;
8
полусферы и
втулка ГДО;
9
вал;
10
ротор двигателя;
11
крышка;
12
статор двигателя
Исходные данные для расчета содержат информацию о геомет-
рических характеристиках ГДО, параметрах газовой среды и скоро-
сти вращения. Геометрические параметры полусферы ГДО показаны
на рис. 2.