Д.Ю. Лещинский, А.А. Смирнов, Е.В. Ягубова
4
уплотнений с цапфой и предотвращает их повреждение при монтаж-
ных работах. В предлагаемой конструкции вызывает сомнение воз-
можность обеспечения достаточной пропускной способности воз-
душных каналов для быстрой накачки и спуска шин [8].
Интерес к очистке воздуха перед его попаданием в шину прояв-
ляет компания Meritor Heavy Vehicle Technology. Так, в патенте
US6394159 описан способ установки фильтра на ступице колеса для
очистки воздуха от примесей при подкачке. Фильтр установлен на
наружной части ступицы и поэтому легкодоступен для обслуживания
(патент US6394159 компании Meritor Heavy Vehicle Technology) [9].
В качестве новаторского решения стоит выделить самоподкачи-
вающуюся шину Goodyear (патент US8381785), для которой не тре-
буется сложной централизованной системы подкачки, поскольку ши-
на накачивается от собственного качения. В соответствии с патентом,
в закраины шины вмонтирована пара торообразных оболочек, кото-
рые при вращении колеса периодически сжимаются и подкачивают
воздух в шину, т. е. использован принцип работы шлангового насоса
[10]. Однако стоит отметить трудности в регулировке давления в ши-
нах при использовании данной системы, а следовательно, отсутствие
целесообразности использования данной конструкции на многоцеле-
вом транспортном средстве.
Большое количество зарубежных патентов за последние 5–10 лет
посвящено системам подкачки неведущих колес, в частности колес
прицепов и полуприцепов. В то время как отечественные конструк-
торы рассматривают регулирование давления воздуха в шинах в ос-
новном как средство повышения проходимости по слабонесущим
грунтам и живучести автомобиля при обстреле, зарубежные произво-
дители делают акцент на снижение коэффициента сопротивления
качению шин путем оптимального выбора давления воздуха в них, а
также на повышение безопасности движения.
Из структурных схем, представленных в проанализированных па-
тентах, можно сделать вывод о практически полном переходе систем
регулирования на цифровое управление. При этом в качестве управ-
ляющего устройства выступает микроконтроллер, а исполнительны-
ми служат пневматические клапаны с электромагнитным управлени-
ем. В этой области в основном патентуют алгоритмы работы системы
подкачки шин, которые обеспечивают автоматический мониторинг и
регулирование давления до нужного уровня, определяемого водите-
лем; автоматическое выявление поврежденных шин и, в случае необ-
ходимости, отключение их от системы. Так, в патенте US6401743
компании Vehicle Inflation Technologies представлена система опове-
щения, использующая регулятор давления и электрический сигнали-
затор, которые выполнены как единое целое. Задачей изобретения