Д.Ю. Лещинский, А.А. Смирнов, Е.В. Ягубова
2
Централизованное регулирование давления воздуха в шинах ко-
лес применяют на грузовых и специальных автомобилях для повы-
шения проходимости. Данная система регулирует изменение давле-
ния воздуха в шинах при изменении дорожных условий, а также
обеспечивает непрерывную подкачку в случае их повреждения [1].
В настоящее время в этой области можно выделить три основных
направления для патентования:
1) разработка структуры и алгоритма системы централизованной
подкачки шин;
2) проектирование системы подвода воздуха к вращающейся сту-
пице колеса автомобиля;
3) разработка устройства контроля давления в пневматической
шине.
Наибольшее место в представленной выборке патентов по систе-
мам подкачки воздуха в шинах занимают технические решения в об-
ласти разработки структуры и алгоритма систем централизованной
подкачки шин.
Так, в патенте EP1497145 компании Dana Corporation предлагает-
ся система, которая включает в себя источник воздуха; трубопровод
для подачи воздуха от источника в шину; датчик давления в трубо-
проводе, отличающийся тем, что дополнительно содержит электрон-
ный блок для измерения объема воздуха в трубопроводе на участке
от источника воздуха до шины. Как отмечается в патенте, в суще-
ствующих системах подкачки шин для их эффективной работы блок
управления использует значительное количество параметров (давле-
ние воздуха в шинах, объем утечек воздуха из системы, расположе-
ние клапанов), которые сильно зависят от конкретного исполнения
системы [2]. В связи с этим перед установкой системы на транспорт-
ное средство требуется ручная калибровка блока управления подкач-
кой шин. В рассматриваемом патенте предлагается в алгоритм
управления ввести шаги по автоматическому измерению объема тру-
бопроводов от источника воздуха до шины и затем адаптировать си-
стему управления в соответствии с полученными значениями. Таким
образом, данная система может быть использована на различных ав-
томобилях без предварительной ручной калибровки системы управ-
ления.
Способностью системы немедленно выявлять повреждение и по-
ставлять достаточное количество дополнительного объема воздуха в
шину активно занимается компания Eaton (патенты EP0297837,
US5313995). Данное свойство разработчики называют «run flat» (ши-
на, остающаяся рабочей после прокола). Система содержит кон-
трольный и запорный клапаны на каждом колесном узле автомобиля
(патент EP0297837), подключенные к центральной системе управле-