80
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2012
Дидактические материалы называют учебными элементами, каж-
дый из которых содержит [3]:
1)
формулировку цели обучения;
2)
информационные материалы;
3)
тесты, позволяющие проверить достижение цели обучения.
Под целью обучения понимается точная формулировка требова-
ний к формируемым в процессе обучения знаниям, позволяющая од-
нозначно определить, владеет ими обучаемый или нет.
Совокупность учебных элементов образует учебный модуль.
Кроме учебных элементов, модуль также должен содержать форму-
лировку цели обучения применительно к данному модулю и тесты,
позволяющие проверить достижение этой цели.
Возможность тестирования не является обязательной именно для
учебных пособий, однако желательно предусмотреть возможность
работы с контрольными вопросами, которые помогут обучаемым при
усвоении учебного материала.
Наводящие вопросы помогают обучаемому понять необходимость
изучения того или иного элемента, а подтверждающие вопросы —
повторить полученные знания.
На основе приведенной схемы можно сформулировать требова-
ния к модели пособия, которая должна иметь возможности:
—
формирования наводящих вопросов обучаемому (аналогично
пре-тесту);
—
формирования подтверждающих вопросов обучаемому (ана-
логично пост-тесту);
—
привязки учебных материалов к понятиям и отношениям се-
мантической сети понятий;
—
использования целей обучения;
—
связи учебных целей с семантической сетью понятий учебного
пособия;
—
целостного восприятия успехов обучаемого с помощью моде-
ли текущих знаний.
С учетом перечисленных требований может быть предложена
модель автоматизированного учебного пособия на основе семантиче-
ской сети понятий.
Структурная модель автоматизированного учебного пособия
на основе семантической сети понятий.
Основной элемент предла-
гаемой модели — семантическая сеть понятий учебного пособия.
Семантическая сеть понятий учебного пособия описывает информа-
цию, содержащуюся в учебных пособиях, в виде понятий и отноше-
ний между понятиями.
Понятия и отношения между понятиями могут ссылаться на
множества контрольных вопросов и множества ресурсов (URI-
адресов), связанные с понятиями и отношениями.
Учебное пособие — множество целей обучения.
Цель обучения — упорядоченное множество понятий и отноше-
ний, входящих в семантическую сеть понятий учебного пособия.