56
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2012
Функции состояния процесса
F
i
различаются на взаимно непере-
секающиеся множества активных ( )
a
i
F
и пассивных ( )
p
i
F
функций
состояния. Функция состояния процесса пассивна, если его множе-
ство реакций пустое
:
{ }.
j
p j
i
i
i
f
F X
∈ = ∅
Среди пассивных функций состояния особо выделены функции
нормального останова (
f
NS
)
и останова по ошибке (
f
ES
),
одинаковые
для всех процессов.
Математическая модель событийного автомата.
Совокупность
совместно функционирующих процессов образует событийный (про-
цессный) автомат — надстройку над процессами. Модель управляю-
щего алгоритма в виде событийного автомата терминологически
ориентирована на программную реализацию и позволяет отразить
свойства алгоритмов управления: открытость; событийность; цик-
личность; синхронизм; логический параллелизм.
Событийный автомат представляет собой упорядоченный набор
процессов, циклически активизируемых с периодом активизации
(
)
1
, ,
,
H
H T P p
=
где
T
H
—
период
активизации;
P
—
множество процессов,
P =
=
{
p
1
, …,
p
M
},
М —
число процессов;
p
1
—
начальный процесс,
p
1
∈
P
.
По запуску автомата текущая функция состояния выделенного
процесса
p
1
—
начальное состояние, для всех остальных процессов —
состояние нормального останова
1
1
1
,
1
.
NS
cur
l
i cur
f
f
f
f
= ∀ ≠ ⇒ =
Модельная сцена.
Кроме логического автомата, входными дан-
ными для разработки тренажера также является трехмерная модель-
ная сцена. Она должна содержать иерархию структурных объектов и
временную дорожку анимации подвижных элементов сцены.
На первом этапе подготовки модели в сцене определяются собы-
тия, команды и инструменты, воздействующие на объекты модели.
Инструмент
—
логический элемент, характеризующий режим
функционирования модели и обозначаемый уникальным названием и
видом иконки.
Событие
—
логическая единица, определяющаяся выбранным
инструментом, названием и объектом трехмерной сцены. При взаи-
модействии пользователя с трехмерной моделью с помощью требуе-
мого инструмента инициируется данное событие. События в текущей
реализации подразделяются на интерактивные и информационные.
Интерактивные события идентифицируются базовым набором
атрибутов и используются для конструирования нелинейного сцена-
рия взаимодействия пользователя и модели. Информационные собы-