С.А. Орлин
4
Принципиальная пневмогидросхема гелиевого контура охлаждения ЖРД:
1
— камера двигателя;
2
— турбокомпрессор;
3
— компрессор;
4
— турбина ос-
новная;
5
— турбина пусковая;
6
— пиропусковое устройство;
7
— теплообменник;
8
— дренажный клапан;
9
,
10
— датчики давления;
11
–
13
— датчики температуры
Исходя из проведенного анализа, можно сказать, что наиболее
перспективным охладителем является газообразный гелий высокого
давления. Ближайшими «конкурентами» гелия как промежуточного
охладителя камеры сгорания являются газообразный водород и ме-
тан, но они обладают рядом существенных недостатков, что делает
их использование в ЖРД как промежуточных охладителей маловеро-
ятным. Что же касается гелия, то для хранения сжатого гелия не тре-
буется специальной системы, так как на борту кислородно-углеводо-
родных разгонных блоков всегда имеется определенный запас гелия
высокого давления (для наддува топливных баков и управления
пневмоавтоматикой двигательной установки).
К недостаткам гелия, как и любого газообразного промежуточно-
го охладителя, можно отнести сравнительно большие затраты мощ-
ности на его сжатие для компенсации гидропотерь в тракте охлажде-
ния, что требует создания высокооборотных компрессоров с высоким
КПД. Это сложная, но решаемая техническая проблема.
Помимо перечисленных особенностей применения промежуточ-
ных охладителей необходимо отметить еще одну: любой современ-
ный ЖРД может быть модернизирован под применение промежуточ-
ного охладителя при минимальных переделках конструкции и соот-
ветственно при минимальных затратах времени и средств.