В.Н. Зимин, И.М. Колосков, В.Е. Мешковский, Л.П. Таирова, С.А. Чурилин
8
сительно малогабаритных и достаточно жестких конструкций реализо-
вать такие подвесные системы не представляет сколько-нибудь значи-
тельных затруднений, а для конструкций, собственные частоты упругих
колебаний которых лежат в диапазоне ниже 1…2 Гц (к ним относятся
крупногабаритные элементы КА), следует использовать подвесные си-
стемы с квазинулевой жесткостью. Кроме того, в процессе испытаний
на подвесах с квазинулевой жесткостью необходимо изменять распо-
ложение конструкции в пространстве. Создать традиционную пру
жинно-тросовую подвесную систему, отвечающую изложенному выше
условию для низкочастотных конструкций, не представляется возмож-
ным, так как в этом случае высота подвеса (при колебаниях в горизон-
тальной плоскости) и статическая просадка упругих элементов (при
колебаниях в направлении вертикали) составляет несколько сотен мет
ров. При невыполнении этих требований влияние подвесной системы
надо исключать расчетным путем.
В нашем случае жесткости ветвей подвеса в направлении вектора
силы тяжести были определены в процессе динамических испытаний
каждой отдельно взятой ветви. Результаты испытаний сведены в табл. 2,
в третьем столбце которой указаны длины ветвей подвеса с учетом рас-
тяжения тросов и цилиндрических пружин в процессе «обезвешивания»
антенны. Возбуждение колебаний антенны и регистрация откликов про-
водились с помощью многоканальной виброустановки французской
фирмы Prodera. В качестве датчиков использовались пьезоакселероме-
тры АС 565/1 массой 1 г с рабочим частотным диапазоном 2…3000 Гц
и диапазоном измеряемых ускорений 0,1…100
g
. Датчики устанавли-
вались в узлах лицевого стержневого пояса антенны (со стороны сете-
Рис. 5.
Расположение антенны в процессе испытаний