Российская Федерация импортирует готовое ПО на миллиарды
долларов, поставляя на глобальный рынок собственные программные
продукты на несколько сотен миллионов долларов.
Не развивая свою индустрию разработки ПО и закупая ино-
странные пакеты программ, мы инвестируем развитие иностранных
софтверных компаний. Получая прибыль и усиливаясь, они увели-
чивают свои обороты и объемы продаж в РФ, вытесняя российские
компании и повышая барьер вхождения на мировые рынки ИТ для
российских производителей ПО. Получается замкнутый круг.
Решение задачи внедрения ИТ в государственное управление осу-
ществлялось фрагментарно без учета необходимости создания нацио-
нальной индустрии разработки ПО для поддержки принятия решений
в таких важных секторах государственного управления как обеспече-
ние обороноспособности и интенсивного развития экономики.
Следующим определяющим недостатком такой работы является
разобщенность разработчиков и заказчиков ИТ в области управления.
Каждое ведомство решало и решает свои частные задачи на различ-
ных программных платформах и с различными методологическими
подходами без учета необходимости унификации операционных плат-
форм, выработки набора регламентирующих стандартов, специфика-
ций, норм и правил.
В последнее время руководство РФ обеспокоилось тем, что в сфе-
ре ИКТ для государственных нужд используются преимущественно
заимствованные зарубежные технологии управления.
Единственный выход из этого тупикового круга — стимулирование
собственных разработок в целях повышения их конкурентоспособно-
сти и снижения доли иностранных производителей ИТ, вследствие
повышения доли собственных для их перехода в более “тяжелую ве-
совую категорию” и создания новых продуктов ИКТ.
О значимости и настоятельной необходимости разработки оте-
чественного ПО говорилось на заседании Совета безопасности РФ
26 апреля 2008 года. Тогда были приняты решения о возрождении го-
сударственного заказа на российское ПО и о создании единого центра
координации разработок ПО для государственных и муниципальных
нужд.
Это принципиальное решение о выходе РФ из технологической
зависимости от западных стран вызвано тем, что применяемое для
государственных нужд ПО, как правило, покупается у зарубежных
разработчиков. В связи с этим существует опасность закладки в им-
портное ПО так называемых недекларированных возможностей.
Речь идет не просто о национальной безопасности и технологи-
ческой независимости РФ, а по сути, о возможности закладки фун-
дамента сильнейшего катализатора-локомотива экономического раз-
вития путем создания эффективной и мощной ИКТ-отрасли, которая
72
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2012