ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
45
Для повышения точности расчета и улучшения сходимости за
счет снижения высоких начальных градиентов величин в геометри-
ческом представлении расчетной модели рекомендуется воспроизво-
дить все скругления размером порядка расчетной ячейки. С целью
ускорить решение и повысить сходимость рекомендуется задать во
всей расчетной области начальное распределение избыточного дав-
ления порядка 50…70 % от давления на входе в турбину. Для повы-
шения стабильности и сходимости расчета необходимо также огра-
ничивать максимальное значение шага по времени на первых
итерациях величиной порядка явного шага по времени. В дальней-
шем он может быть увеличен.
На рис. 6 и 7 приведены примеры расчетных полей скоростей в
двух сечениях расчетной области. Важнейшим результатом, полу-
ченным в процессе численного моделирования, были различные ин-
тегральные характеристики, в частности расход воздуха и момент на
валу двигателя, запускаемого стартером (рис. 8). При переходе к мо-
менту на валу двигателя учтены КПД планетарного редуктора (0,95),
КПД зубчатой передачи стартер — маховик (0,97) и КПД подшипни-
ков качения (0,98) [13].
Рис. 6. Векторы скорости в сечении сопел в момент прохождения через
него лопаток ротора
Рис. 7. Векторы скорости в области сопел и межлопаточных каналов
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11