ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
13
тов сгорания на элементы приема сигнала (датчики магнитного и
электрического полей) повышает надежность такой системы.
Цель данной работы заключается в экспериментально-теорети-
ческом определении характеристик электромагнитного поля сверх-
звуковой струи продуктов сгорания углеводородного топлива для ди-
агностики рабочего процесса и создания САЗ ЖРД.
Экспериментальные исследования проведены на модельном
ЖРД, работающем на этиловом спирте (75 % (об.)) и газообразном
кислороде [3]. Выбор такой пары компонентов топлива продиктован
требованиями безопасности работы стенда. Высокая температура го-
рения указанной топливной композиции обусловливает достаточную
ионизацию продуктов сгорания для проведения электрофизических
исследований.
Экспериментальная установка для определения электромагнит-
ных характеристик (рис. 1) включала в себя осциллограф
1
, персо-
нальный компьютер
2
, плату сопряжения
3
, усилитель
4
, датчик элек-
трического поля
5
, датчик магнитного поля
6
, свечу зажигания
7
,
высоковольтный генератор
8
, реостат
9
, источник питания
10
.
Рис. 1. Схема регистрации параметров электромагнитного поля
Для регистрации электромагнитного поля выхлопной струи про-
дуктов сгорания ЖРД использованы датчики магнитного (ДМП) и
электрического (ДЭП) полей, которые позволяли в процессе экспе-
римента фиксировать переменные составляющие магнитного и элек-
трического полей в диапазонах значений частот 10
2
…10
5
Гц. Сигнал
с первичных преобразователей
5
,
6
(см. рис. 1) поступал на промежу-
точные усилители
4
. Регистрацию и обработку потока информации
осуществляли с помощью средств микропроцессорной и вычисли-
тельной техники.
В целях исследования возможности применения электрофизиче-
ских методов для ранней диагностики прогара элементов конструк-
ции ЖРД разработана конструкция и методика подачи порошкооб-
разного материала (ПМ) в проточную часть камеры двигателя в
режиме заторможенного плотного слоя (рис. 2). В процессе экспери-