ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Приборостроение». 2012
259
УДК 629.765
В. В. А р т а м о н о в
РАЗРАБОТКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ
С ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫМ ДВИГАТЕЛЕМ
МАЛОЙ ТЯГИ ДЛЯ РАЗГОННЫХ БЛОКОВ
Рассмотрена возможность создания двигательной установки с
экологически чистым двигателем малой тяги для разгонных блоков.
E-mail:
Ключевые слова:
разгонный блок, двигательная установка
.
В настоящее время ведется разработка кислородно-водородных
разгонных блоков (РБ), предназначенных для выведения на высоко-
энергетические орбиты (высококруговые и высокоэллиптические,
включая геопереходные и геостационарные), а также на отлетные
траектории космических аппаратов военного, научного, социально-
экономического назначения и по коммерческим программам. Разгон-
ный блок является верхней ступенью ракет носителей космического
назначения, и поэтому его конструкция должна осуществлять много-
часовой полет в условиях космического пространства. Таким обра-
зом, РБ должен иметь маршевый двигатель многократного включе-
ния, а также дополнительную реактивную систему или двигательную
установку, обеспечивающую ориентацию и стабилизацию движения
РБ и создание условий для запуска маршевого двигателя.
Поскольку во вновь разрабатываемых РБ для работы маршевого
двигателя используют экологически чистую топливную пару — кис-
лород + водород, то целесообразно использовать эту топливную пару
и для работы двигательной установки ориентации, стабилизации и
обеспечения запуска (ДУ СООЗ). Анализ материалов зарубежной и
отечественной литературы показал, что двигатели малой тяги (ДМТ),
использующие высокоэффективное экологически чистое топливо
кислород—водород занимаются в основном, фирмы США, России и
Германии. Вплотную к разработке двигателя на газообразных кисло-
роде и водороде приступила фирма Rocketdyne (США). В соответ-
ствии с принятыми схемами двигательных установок, рассмотрен
двигатель тягой
0,7
кН.
По заказу NASA фирмой DASA (Messerschmitt – Bolkow – Blohm)
(
Германия) разработан двигатель тягой 6,6 кН. В лаборатории реак-
тивного движения (JPL) Калифорнийского технологического инсти-
тута по контракту с NASА были проведены исследования характери-
стик конструктивных вариантов ДМТ для тяг диапазона 134…445 Н.