ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Приборостроение». 2012
76
2
eff
2
, ,
,
exp
,
,
,
,
,
,
sin
f
A
f
x y x y
i
x y kH x y
dxdy
x y
S
f
d d
V V
V
(1)
где
,
f
—
ДН облучателя;
,
f
H x y
—
длина оптического пути
от фазового центра облучателя до плоскости апертуры главного зер-
кала (точечная функция Гамильтона двухзеркальной антенны);
,
V
—
единичный вектор с началом в фазовом центре облучателя
и ориентированный по направлению рассматриваемого луча, прихо-
дящего после отражения от малого и главного зеркал в точку с коор-
динатами
,
x y
в плоскости апертуры главного зеркала;
,
x y
—
угол наклона вектора кроссполяризации рассматриваемого луча в
плоскости апертуры главного зеркала.
Проектирование антенной системы проводилось с помощью ком-
плексов компьютерного моделирования HFSS, FEKO и специально
разработанных пакетов прикладных программ, позволяющих (с уче-
том возможностей доступных вычислительных средств) проводить
оптимизацию принятых технических решений.
Результаты предварительных расчетов параметров антенн (габа-
риты, вес и некоторые электрические характеристики) сведены в таб-
лицу.
Основные параметры антенн КА
Тип антенны
Ширина ДН по уров-
ню половинной мощ-
ности, град
Диаметр,
мм
УБЛ, дБ
КУ, дБ Масса, кг
Передаю-
щая
0,45
0,45
2500
–26,6
53
35
Приемная
0,45
0,45
2200
–30,6
53
30
В многоэлементном облучателе МЛА предполагается использо-
вать волноводный излучатель с ребристо-стержневой структурой [7].
По мере увеличения размеров бортовых антенн КА серьезным
конструктивным ограничением становится возможность их размеще-
ния под обтекателем РН. В связи с этим проектируемые МЛА для КА
имеют различные конфигурации в транспортном и рабочем состоя-
нии на орбите (см. рис. 4). Для размещения МЛА под обтекателем РН
трансформируемые элементы антенны должны быть определенным
образом уложены в компактное транспортное положение [6, 9]. По-